ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ


















ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ, “правило золотого деления”, деление в крайнем и среднем отношении, “божественная пропорция”, – одна из эстетически значимых геометрич. пропорций, деление отрезка на 2 части, при котором целое (с) так относится к большей части (а), как большая к меньшей (Ь); с:а а:b (или a2=bc): Термия ввёл Леонардо да Винчи, под влиянием идей которого Л. Пароли написал трактат “De divina proportione” (изд. 1509). Эстетич. смысл З. с. раскрывается в гармонич. уравновешенности, красоте строгих пропорций. Пространственно З. с. обнаруживается в творениях живой природы (пропорции человеческого тела), архитектуре, живописи и т. д. В музыке З. с. отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка З. с. служит ориентиром формообразования (особенно в небольших соч.): часто на неё приходится вершина формы-процесса, кульминация (напр., в начальном восьмитакте темы 2-й части фп. сонаты ор.111 Бетховена она даётся на грани 5-го и 6-го тактов), причём отступления от этой архитектонич. закономерности могут указывать на особый содержательный замысел.
Розенов Э. К., Закон золотого сечения в поэзии и в музыке, СПВ, [1904], в его кн.: Статьи о музыке. Избранное, М., 1982; Мазель Л., Опыт исследования золотого сечения в муз. построениях в свете общего анализа форм, “Муз. образование”, 1930, № 2.

З..

ВИЗАНТИИ МУЗЫКА

ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР

ВЬЕТНАМА МУЗЫКА

ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ

ГАСПАРО ДА САЛО

ГЕРМАНИИ МУЗЫКА

ГОРЛЕНКО-ДОЛИНА

ГОСКОНЦЕРТ СССР

ГРОМКОСТЬ ЗВУКА

ГРУППИРОВКА НОТ

ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ

ДЕЙША-СИОНИЦКАЯ

ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ

ДМИТРИЕВ-СВЕЧИН

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

ЕРМОЛЕНКО-ЮЖИНА

ЗИМБАБВЕ МУЗЫКА

ЗОГРАФ-ПЛАКСИНА

ИВАНОВ-БОРЕЦКИЙ

ИВАНОВ-КРАМСКОЙ

ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ

ИНСТИТУТ ТЕАТРА

ИСЛАНДИИ МУЗЫКА

КАМБОДЖИ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ СОНАТА

КАМЕРУНА МУЗЫКА

КИЕВСКИЙ РАСПЕВ

КИССЫН – ФАНДЫР

КОЛУМБИИ МУЗЫКА

КОМИССАРЖЕВСКИЙ

КОНТРЭКСПОЗИЦИЯ

КОРНЕТ-А-ПИСТОН

КОС-АНАТОЛЬСКИЙ

КОЭЛЬЮ ДА КОШТА

КУЗНЕЦОВА-БЕНУА

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА

КУЦЦОНИ САНДОНИ