ВОДЕВИЛЬ


















ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от Vau de Vire – долина реки Вир в Нормандии) – 1) одно из жанровых обозначений бытовых рефренных песен франц. Возрождения. Близко понятиям шансон, ноэль и др. В 15 в. были распространены нар. песенки-“водевиры”. В 16 в. В. наз. гор. уличная песня (термин В. трансформировался в voix de ville – городские голоса). В 17 в. песенки-куплеты с рефреном вводили в театр. представления (ярмарочный театр; пьесы А. Пирона, А. Р. Лесажа, М. Дорневаля). Квинтет в строфич. форме, открывающий финал оперы “Похищение из сераля”, назван В. А. Моцартом “Vaudeville” (Г. Аберт считал этот приём традицией, заимствованной зингшпилем от франц. комедий). 2) Комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с куплетами, романсами, танцами. Пьесы-В. часто сближались с жанром комической оперы. С сер. 18 в. В. создают совм. драматург и композитор (М. Ж. Седен, Л. Ансом, Ш. С. Фавар и др. сотрудничали с А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидором, П. А. Монсиньи). Во время Великой франц. революции В. – излюбленный жанр франц. проф. театра (в 1792 в Париже открыт театр “Водевиль”); в период якобинской диктатуры В. был насыщен политич. содержанием (пьесы Э. Дюпати, М.А. Дезожье, Ж. Б. Роде, К. Ф. Дефонтена). Позднее В. утратил сатирич. характер, стал развлекательным жанром. В нач. 19 в. распространился в европ. странах (классич. образцы франц. В. созданы Э. Скрибом среди др. франц. авторов – Ж. Ф. А. Байяр, Ф. Ф. Дюмануар, Э. Лабиш). С нач. 19 в., после гастролей в Петербурге и Москве франц. труппы, жанр В. стал известен в России. А. А. Шаховской, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, Н. В. Всеволожский, П. А. Каратыгин и др. переводили франц. В. и создавали оригинальные пьесы этого жанра. Музыку к В. писали А. А. Алябьев, А. Н. Верстов-ский и др. русский композиторы. Расцвет рус. муз. В. приходится на 1820-е гг. (помимо куплетов в него входили арии романсового типа, иногда хоры, увертюры). Разновидности В. – опера-В. (“Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом”, текст Грибоедова и Вяземского, музыка А. Н. Верстовского, 1824), комедия-В. (“Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери”, текст Писарева, музыка Верстовского, 1825). Позднее количество муз. номеров в В. сократилось, к сер. 19 в. жанр утратил популярность, уступив место оперетте, став компонентом театров варьете, с кон. 19 – нач. 20 вв. – ревю, мюзик-холлов. Среди сов. В. – “Гурий Львович Синичкин” Д ыховичного и Слободского на муз. А. Л. Колкера (Ленингр. театр комедии) и Н. В. Богословского (Моск. театр сатиры).
Гозенпуд А., Муз. театр в России, Л., 1959; Рус. водевиль, Л.-М., 1959; Эрисиан Г., Франц. песня, пер. с франц., М., 1974. Т.Л. Ляхова.

В..

ВАСИЛЬЕВ

ВАХНЯНИН

ВЕRСЕUSЕ

ВЕГЕЛИУС

ВЕДЕКИНД

ВЕЙСБЕРГ

ВЕКЕРЛЕН

ВЕРАЧИНИ

ВЕСНЯНКИ

ВЕСТФАЛЬ

ВИБРАФОН

ВИБРАЦИЯ

ВИВАЛЬДИ

ВИКТОРИЯ

ВИЛКОВИР

ВИЛЛОТТА

ВИОЛЕТТА

ВИТЕЛЯРО

ВЛАСЕНКО

ВОЛЬФИНГ

ВОЛЬФРУМ

ВОРВУЛЕВ

ВОРЖИШЕК

ВОРОБЬЁВ

ВОРОБЬЕВ

ВРАНГЕЛЬ

ВРОНСКИЙ

ВУЛЬФИУС

ВУОРИНЕН

ВУЧКОВИЧ

ВЫСОЦКИЙ

ВЮЙЕРМОЗ

ВЯЛЬЦЕВА

ГАБРИЕЛИ

ГАВРИЛИН

ГАВРИЛОВ

ГАЛИБОВА

ГАЛЬВАНИ

ГАЛЬСТОН