ВИОЛЫ


















ВИОЛЫ (итал., ед. ч. viola) – семейство струнных смычковых инструментов. Различаются по размерам (31 -120 см), тесситуре, строю, пропорциям, количеству струн (5-7), наличию или отсутствию резонирующих струн и навязных ладов, по форме дек, колковой коробки и резонаторных отверстий (в виде скобок, змеек, некоторые – с дополнит. розеткой), высоте обечаек, размерам шейки и грифа, а также по способу держания во время игры. Общее для всех видов В.: форма, напоминающая маленький контрабас, – тупые углы, покатые плечи, плоская задняя дека со скосом вверху, широкий гриф с ладами. Настройка – по квартам с терцией посредине. Осн. разновидности В.: сопрановая (дискантовая; violetta piccolo), дл. 32-45 см, строй d, g, с’, е1, a’, d2; высокая сопрановая (pardessus de viola), дл. 31-34 см, на кварту выше сопрановой; малая альтовая (haute contre de viole), дл. 40-48 см, на тон ниже сопрановой; альтовая (виолетта; violetta, taile de viole), дл. 50-63 см, на кварту или квинту ниже сопрановой; малая басовая, или теноровая, известная под назв. виола да гамба (viole da gamba, basse de viole; осн. вид В.), дл. 65-72 см, строй D, G, с, е, a, d’; большая басовая (басовая виола да гамба; basso da gamba, violone и др. назв.), в результате её эволюции возникла т.н. виола-бастарда (была распространена в 16-18 вв., особенно в Англии); контрабасовая (archiviola, contrabasse de viole, gross bass). В. всех видов (кроме т.н. виоль д’амур или виола д’аморе) при игре держали вертикально, опирая на левое колено или между колен. Появились в кон. 15 – нач. 16 вв., применялись соло и в ансамбле, звучали мягко, нежно, “матово”. Для В. писали А. Феррабоско (2-я пол. 16 в.), О. Ариости (кон. 17 – нач. 18 вв.) и др. В. изготовляли Амати, Страдивари, Руджери и др. С кон. 18 в. В. вышли из употребления; возродились на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом интереса к старинной музыке. Ныне игру на В. преподают во многих консерваториях. Струве Б. А., Процесс формирования виол н скрипок, М., 1959; Rousseau J., Traite de la viole, P., 1687, факс. переизд. – Amst., 1965; Вriсqueville E., La viole d’amour, P., 1908; Васher J., Die Viola da Gamba, Kas., 1932. В. Доброхотов. Виола да гамба. Положение смычка при игре на виолах. Виоль д’амур.

В..

ВАЛЕН

ВАЛЬС

ВАМБИ

ВАНЧА

ВАРЕЗ

ВАТЛО

ВЕБЕР

ВЕЙЛЬ

ВЕККИ

ВЕКОВ

ВЕЛИЧ

ВЕРДИ

ВЕСКИ

ВИГАН

ВИДОР

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛЬ

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

ВИТРИ

ВОЖДЬ

ВОЙКУ

ВОЛЬФ

ВОЩАК

ВЫЗГО

ВЬЕРН

ГААЗЕ

ГАВОТ

ГАЙДА

ГАЙДН

ГАЙТО

ГАЛЕН

ГАЛОП

ГАММА

ГАНЕВ