УВЕРТЮРА


















УВЕРТЮРА (франц. puverture, от лат. aperture – открытие, начало) – инстр. вступление к крупному произв. (опере, балету, оратории, театр. спектаклю), а также самостоят. сочинение. Фанфарная “Токката”, открывающая оперу “Орфей” Монтеверди (1607), считается первой оперной У. В сер. 17 в. в творчестве Ж; Б. Люлли установился тип франц. У., состоявшей из вступительной медленной (патетической, с острым ритмом) и быстрой фугированной частей (замыкаются кратким Adagio, иногда возвращением к вступит. материалу). Во 2-й пол. 17 в. в неаполитанской оперной школе (А. Страделла, А. Скарлатти) сложился тип 3-частной итал. У. (sinfonia), в которой крайние полифонич. части быстрые, средняя – медленная, певучая. В нем. музыке 1-й пол. 18 в. франц. У. применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (И. С. Бах, Партита IV для клавира, BWV 828), причём У. могло наз. и всё соч. (орк. сюиты, или У., BWV 1066-1071). Оперная У. (гл. обр. итал.) непосредственно подготовила классич. симфонию (от франц. У. перешло медленное вступление в 1-х частях). Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. У. приобрела новые черты: обобщение осн. характера драм. конфликта (поздние оперы К. В. Глюка; ранее – у Ж. Ф. Рамо); использование материала из сцен оперы (“Дон Жуан”); сонатная форма, иногда с медленным вступлением, часто со значит. развитием (драм. увертюры Бетховена). В 19 в. У. такого рода преобладали в творчестве К. М. Вебера, Р. Вагнера, сосуществуя с более традиц. У., напр. в творчестве Дж. Россини. Многие из У. нового типа стали фактически конц. пьесами. Велико значение У. Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, О. А. Козловского, М. И. Глинки как первых образцов рус. симфонизма (эпического – “Руслан и Людмила”, жанрово-характерного – “Арагонская хота” Глинки). Программная конц. У. в развитой сонатной форме (Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, И. Брамс) соприкасалась с симфонической поэмой, симфонической фантазией (“Ромео и Джульетта” Чайковского). Во 2-й пол. 19 в. получило распространение более или менее краткое несонатное вступление к опере (называлось Preludio, Introduction, Vorspiel), излагающее осн. темы или связанное с её образным строем. Характеру оперетты соответствует У.-попурри. В 20 в. У. чаще создаются как самостоят. произв. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович), в т.ч. на нар. темы (напр., у композиторов союзных республик).
Серов А. Н., Тематизм увертюры “Леонора”, в кн.: Серов A. H., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Асафьев Б. В., Увертюра “Руслан и Людмила” Глинки, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952; его же, О франц. классич. увертюре и в особенности об увертюрах Керубини, там же; Вагнер Р., Статьи и материалы, [пер. с нем.], М., 1974. В.П. Фраёнов.

У..

ТКАЧЕНКО

ТЛЕНДИЕВ

ТОРТЕЛЬЕ

ТРАУБЕЛЬ

ТРЕБЕЛЛИ

ТРЕЗВОНЫ

ТРЕМБИТА

ТРЕЩОТКА

ТРИЛОГИЯ

ТРИМИТАС

ТРУБАДУР

ТРУМШАЙТ

ТУЛЕБАЕВ

ТУЛУМБАС

ТУМАНИНА

ТУРЕНКОВ

ТУХМАНОВ

ТЫНТЕСЯН

ТЮТЮННИК

УЗУН-КЮЙ

УЗУНДАРА

УЛЫБЫШЕВ

УНДЕЦИМА

УСМАНБАШ

ФЁДОРОВА

ФАБУРДОН

ФАЗЫЛОВА

ФАМИНЦЫН

ФАНДАНГО

ФАНТАЗИЯ

ФАРИНЬЯС

ФЕДОСЕЕВ

ФЕДОСОВА

ФЕЙЕРМАН

ФЕЙНБЕРГ

ФЕЛЛЕРЕР

ФЕЛЬЦМАН

ФЕРГЮСОН

ФЕРЕНЧИК