ТРАНСПОЗИЦИЯ


















ТРАНСПОЗИЦИЯ (от ср.-век. лат. transpositio – перестановка) – перенесение муз. произведения или его части из одной тональности в другую. Т. широко применяется в вок. практике для исполнения муз. произв. в удобной для певца тесситуре, а также при переложении муз. произв. для к.-л. инстр. состава в том случае, если тесситура партий оригинального произв. не соответствует диапазону данных инструментов. Вместе с тем Т. внутри муз. произв. является важным средством формообразования: в фуге с помощью Т. строятся реальный ответ в экспозиции и проведения темы в побочных тональностях в развивающей части; в сонатной форме Т. подвергаются темы побочной и заключит. партий в репризе; двойная 3-частная форма нередко образуется благодаря Т. среднего раздела при повторении (напр., Мазурка ор. 56 № 1 Шопена). В музыке 20 в. применяется Т. гармонич. структур: в додекафонии – перенос серии на одну из 12 ступеней темпериров. строя; в модальной технике (см. Модальность) – перенос ладовых звукорядов (напр., “лады ограниченной Т.” в творчестве О. Мессиана; см. Симметричные лады). М. И. Катунян.

Т..

СЕМЕЙОГРАФИЯ

СЕНТ-ЭВРЕМОН

СЕРИАЛЬНОСТЬ

СИЛЬНАЯ ДОЛЯ

СИНТЕТАККОРД

СИРИИ МУЗЫКА

СКОМОРОВСКИЙ

СЛОЖНАЯ ФУГА

СОЛОВЬЯНЕНКО

СТАШКЕВИЧЮТЕ

СУБДОМИНАНТА

СУЛХАНИШВИЛИ

СЫГЕТЫНЬСКИЙ

ТАКТАКИШВИЛИ

ТАМАРА ХАНУМ

ТАРРЕГА ЭШЕА

ТЕМРО RUBATO

ТЕР-ГЕВОНДЯН

ТРАНСКРИПЦИЯ

УРИБЕ ОЛЬГИН

ФАЛЬСОБОРДОН

ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН

ФИГУШ-БИСТРИ

ФИШЕР-ДИСКАУ

ФЛЕХТЕНМАХЕР

ФРЕСКОБАЛЬДИ

ХАГЕРУП-ГРИГ

ХАЙРУТДИНОВА

ХИЛЬДЕБРАНДТ

ХИСМАТУЛЛИНА

ХРИСТИАНОВИЧ

ЦВЕТНОЙ СЛУХ

ЧЕРНОГОРСКИЙ

ШАВЕРЗАШВИЛИ

ШАМСУТДИНОВА

ШОСТАКОВСКИЙ

ШТУККЕНШМИДТ

ШТУРЦЕНЕГГЕР

ЭРКОМАИШВИЛИ