ТАНЕЕВ


















ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915) – рус. композитор, пианист, педагог, учёный, муз.-обществ. деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И.И. Танеева. В 1875 окончил Моск. конс. у Н. Г. Рубинштейна (фп.) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в. концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876 совершил конц. турне совм. с Л. С. Ауэром по городам Центр. и Юж. России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем, с “Чеш. квартетом”, в фп. дуэтах – с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый исполнитель мн. фп. произв. Чайковского, участвовал в исполнении собств. соч. (в России и за рубежом). В 1878-1905 деятельность Т. была неразрывно связана с Моск. конс. (с 1881 проф.), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фп. (1881-88), свободного соч. (композиции, 1883-88), контрапункта и фуги (полифонии), муз. формы (с 1897), в 1885-89 директор. В 1905, в знак протеста против консервативных методов руководства и реакц. произвола дирекции, Т. демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Т. продолжал заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной фигурой в муз. жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Нар. конс. (1906), одним из учредителей и активных чл. общества “Музыкалъно-теоретическая библиотека” (1908), участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих, ряда конц. орг-ций. Большое внимание уделял Т. изучению муз. фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и обработал 27 укр. песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из собр. Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал мн. песен и инстр. наигрыши народов Сев. Кавказа. Ему принадлежит первое историко-теоретич. исследование фольклора народов Кавказа ([О музыке горских татар], “Вестник Европы”, 1886, кн. 1, с. 94-98). Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Т. предвосхитил многие тенденции муз. искусства 20 в. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематич. и полифонич. развития. Полифония приобрела особое значение в произв. Т., однако увлечение сложными полифонич. приёмами приводило порой к рационализму, рассудочности. В своих соч. он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, напр., его единств. опера-трилогия “Орестея” (по Эсхилу, 1894) -образец претворения антич. сюжета в рус. музыке. Особое значение в творчестве Т. приобрели кам.-инстр. произв. (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в рус. музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской кантаты в рус. музыке (“Иоанн Дамаскин”, “По прочтении псалма”). Он возродил популярный в отечеств. музыке. 17-18 вв. жанр – хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инстр. музыке особое значение придавал Т. интонац. единству цикла. Этот муз.-драматургич. принцип в значит. мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й симф., а также в ряде кам.-инстр. ансамблей. Велик вклад Т.-учёного в развитие муз. теории. Он создал уникальный труд – “Подвижной контрапункт строгого письма” (1889-1906) и его продолжение – “Учение о каноне” (кон. 1890-х гг. – 1915). Большое историч. значение имела пед. деятельность Т. (А. К. Глазунов назвал его “мировым учителем”). Он добивался повышения проф. муз. образования в России, боролся за высокий уровень муз.-теоретич. подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Т. создал комп. школу, а также воспитал мн. музыковедов, дирижёров, пианистов (в фп. педагогике Т. явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Опера Орестея (1895, Петербург); кантаты – Иоанн Дамаскин (1884), По прочтении псалма (1915) и др.; для орк. – 4 симф. (1874-98), увертюры; концерт для фп. с орк.; кам. -инстр. ансамбли (20) – трио (в т. ч, фортепьянное, 1908), струн. квартеты, квинтеты (в т. ч. фортепьянный, 1911) в др.; для фп. – Прелюдия и фуга н др.; хоры a cappella; кам.-вок. ансамбли с фп. и a cappelа”; 55 романсов и др.
Подвижной контрапункт строгого письма, [Лейпциг, 1909J, под ред. С. С. Богатырева, М., 1959; Учение о каноне [книга подготовлена в изд. В. М. Беляевым], М., 1929; Из науч.-пед. наследия, М., 1967; Дневники, кн. 1-3, М., 1981-85. А Вокальные соч., т. 1-2, М., 1979-81.
Памяти С. И. Танеева. Сб. статей и материалов, М.-Л., 1947; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 – Переписка и воспоминания, М., 1952; Бажанов Н., Танеев, М., 1971; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Моск. консерватория, М., 1974; ее же, Творчество С. И. Танеева. Историко-стилистич. исследование, М., 1986; Бернандт Г. В., С. И. Танеев, 2М., 1983. З. Корабельникова.

Т..

СТРУВЕ

СТРУНА

СТЫРЧА

СУЗАТО

СУЛИНГ

СУРНАЙ

СУХОНЬ

ТАБЛАК

ТАВЛЯК

ТАИРОВ

ТАЙФЕР

ТАКСИМ

ТАЛЬЯН

ТАМАРА

ТАМБУР

ТАМТАМ

ТАНАБЭ

ТАНАХА

ТАНБУР

ТАТРАИ

ТАУБЕР

ТАУЗИГ

ТАШЧЯН

ТВЕЙТТ

ТЕЙЛОР

ТЕОРБА

ТЕПЛОВ

ТЕРМЕН

ТЕРТИС

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦИЯ

ТИЛЬКЕ

ТИМПАН

ТИНЕЛЬ

ТИНОДИ

ТИРАТА

ТИТЛУЗ

ТИТОВЫ

ТОБИАС