ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА


















ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА – самостоятельная ветвь юж.-даг. фольклора. До нач. 20 в. сохранялись древние обряды (изгнания злых духов ударами в медный гонг, поминальный обряд “Ясс” с причитаниями и др.), традиция состязаний ашугов. Среди певцов-сказителей – Хасбулат Геригский и его дочь Нигар-ханум, прозванная “Мелодия-ханум”. Ныне бытуют трудовые, культовые, свадебные песни. Для муж. пения характерно инстр. сопровождение, для женского – сольное или унисонно-ансамблевое исполнение без аккомпанемента. В табасаранском свадебном обряде встречается жен. антифонное пение. Во мн. песенных жанрах, в т. ч. в песнях любовно-лирич. содержания, существует традиция исполнения разл. поэтич. текстов на одну и ту же мелодию (хеяг). Среди инструментов: струнно-щипковые – саз, Свадебная песня. Запись М. А. Якубова. тар; духовые – зурна, открытая флейта шитрам, рожок из древесной коры ттё-ттё, язычковые пилли и цигиппи; ударные – барабан (далдабу), бубен (дафт), дак (барабан с дерев. мембраной); гармоника. Танцы ялгни ялхан (танец с прыжками), набатханум (плавный женский), танец стариков явшимукам (“тихая мелодия”), быстрый танец в размере 2/4 аваркавха (“аварский староста”) и др. исполняются в сопровождении инстр. ансамбля. После Окт. революции 1917 зарождается совр. проф. муз. культура. Среди самодеят. композиторов известность приобрёл К. Магомедов (сборник песен “Песня о Родине”, Махачкала, 1984), среди певцов – Зульфия Курбанова, Ахмед Уруджев. М. А. Якубов.

Т..

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АКАДЕМИИ

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА

ПОЗНАНЬСКАЯ-РАБЦЕВИЧ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ АККОРД

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ