ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА – самостоятельная ветвь юж.-даг. фольклора. До нач. 20 в. сохранялись древние обряды (изгнания злых духов ударами в медный гонг, поминальный обряд “Ясс” с причитаниями и др.), традиция состязаний ашугов. Среди певцов-сказителей – Хасбулат Геригский и его дочь Нигар-ханум, прозванная “Мелодия-ханум”. Ныне бытуют трудовые, культовые, свадебные песни. Для муж. пения характерно инстр. сопровождение, для женского – сольное или унисонно-ансамблевое исполнение без аккомпанемента. В табасаранском свадебном обряде встречается жен. антифонное пение. Во мн. песенных жанрах, в т. ч. в песнях любовно-лирич. содержания, существует традиция исполнения разл. поэтич. текстов на одну и ту же мелодию (хеяг). Среди инструментов: струнно-щипковые – саз, Свадебная песня. Запись М. А. Якубова. тар; духовые – зурна, открытая флейта шитрам, рожок из древесной коры ттё-ттё, язычковые пилли и цигиппи; ударные – барабан (далдабу), бубен (дафт), дак (барабан с дерев. мембраной); гармоника. Танцы ялгни ялхан (танец с прыжками), набатханум (плавный женский), танец стариков явшимукам (“тихая мелодия”), быстрый танец в размере 2/4 аваркавха (“аварский староста”) и др. исполняются в сопровождении инстр. ансамбля. После Окт. революции 1917 зарождается совр. проф. муз. культура. Среди самодеят. композиторов известность приобрёл К. Магомедов (сборник песен “Песня о Родине”, Махачкала, 1984), среди певцов – Зульфия Курбанова, Ахмед Уруджев. М. А. Якубов. |