СПИРИЧУЭЛ





.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














СПИРИЧУЭЛ (от англ. spiritual – духовный) – духовная песня американских негров. Возникла в юж. штатах США. В 60-х гг. 19 в. появились первые записи С., после чего они получили широкую известность. имеет афр. и англо-кельтские истоки (в т. ч. протестантский хорал) и представляет собой один из осн. жанров афро-амер. фольклора США. Поэтич. тексты связаны с библейскими образами, которые сочетаются с мотивами, навеянными повседневной жизнью негров (преим. трагич. настроения, порой ноты протеста, но иногда и юмористич. темы). В основе С. – доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Диатонич. попевки сочетаются в С. с постоянно колеблющейся мажорной или минорной терцией (т. н. блюзовая тональность); часто используются нетемпериров. звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие определяется постоянным наложением синкоп на традиц. ритмич. формулы европ. происхождения. С. поются хором a cappella (с хлопками и танц. движениями), образующим сложную гетерофонно-подголосочную ткань, или солистами с сопровождением. Мн. композиторы использовали мелодии и общий склад С. (Дж. Гершвин, Ф. Дилиус, Дж. Пауэлл и др.). Среди ведущих исполнителей С. – М. Джексон, П. Робсон, С. Воан, М. Андерсон. С. оказал влияние на формирование джаза, поп-музыки. В 18-19 вв. в США была широко развита и традиция т. н. белого С., тесно связанная со стилем европ. гимнодии (см. Гимн).
Конен В. Д., Пути амер. музыки, М., 1977.

С..

СИМФОНИЗМ

СИНАЙСКИЙ

СИНЯВСКАЯ

СИЦИЛИАНА

СИЧИНСКИЙ

СКАЗИТЕЛИ

СКАЛКОТАС

СКАРЛАТТИ

СКОВОРОДА

СКОМОРОХИ

СЛЕПУШКИН

СЛОБОДКИН

СМОЛЬСКИЙ

СОЛОВЦОВА

СОЛОДУЕВЫ

СОНДЕЦКИС

СОСНОВЦЕВ

СОТКИЛАВА

СОУКУПОВА

СТАБИНГЕР

СТАНИСЛАВ

СТАНКОВИЧ

СТЕЙНБЕРГ

СТЕПАНОВА

СТИХИРАРЬ

СТОЛЕРМАН

СТРАДАНИЯ

СТРАДЕЛЛА

СТРЕППОНИ

СТРУЙСКИЙ

СУБАККОРД

СУТАРТИНЕ

ТАВРИЗИАН

ТАМАРКИНА

ТАМБЕРЛИК

ТАМБУРИНИ

ТАРАКАНОВ

ТАТИШВИЛИ

ТАУБЕРОВА



Музыкальный словарь ver16