СОНОРИКА


















СОНОРИКА (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – в музыке 20 в. один из методов сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями – сонарами. Особенности С. заключаются в преобладании фонической, красочной стороны (см. Фонизм), обусловленной специфич. звуковысотными отношениями, а также значительно возросшей координирующей ролью темброартикуляц. и динамич. средств. Разница между С. и обычной, “тоновой” музыкой заключается в отборе звучаний: если в “тоновой” музыке ясно различима высотная дифференциация звуков, то в С. ведущее значение имеет общее впечатление звуковой краски, а не отд. тонов и их интервальных отношений. В историко-стилевом отношении звукокрасочная сторона музыки имеет собств. логику развития. В ней можно выделить три ступени-градации, дифференцируемые по степени различимости тонов: 1) колористика – музыка тоно-красочных звучностей, в которых различимы все тоны (начало этюда gis-moll Шопена, сцена превращения рыб в 4-й картине “Садко”, колокольные гармонии у М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова); 2) сонорика – музыка звучностей, в которой при ярком ощущении краски звучания различается лишь меньшая часть образующих его тонов (“Звуки ночи” из цикла “На вольном воздухе” Бартока, 3-я часть “Лирической сюиты” Берга, 3-я часть 3-й симф. Прокофьева, начало 2-й симф. Шостаковича); 3) сонористика (термин введён Ю. Хоминьским) – музыка темброзвучностей (без определ. высоты и эффекта тоновости), которые воспринимаются как целостные, не делимые на тоновые части красочные блоки (“Атмосферы” Лиггти, “Трен” Пендерецкого, окончание 1-й части Концерта-буфф Слонимского, “Pianissimo” Шнитке). Наибольший эффект от применения сонорных звучаний возникает при соединении их с др. формами организации муз. материала, напр. в переходах (“пермутациях”) от красочных сонорных кластеров к одному выдержанному тону: А. Губайдулина. Концерт для фагота в низких струнных, 2-я часть. Трактовка С. может отражать особенности муз. фольклора (Н. Н. Сидельников, Г. А. Канчели, А. Р. Тертерян, Э. Тамберг, Б.-В. Кутавичюс, Ю. Юозапайтис). Нередко нар.-песенный материал (в примере ниже – марийский) получает в условиях С. особенно красочный облик: Я. Эшпай. 3-я симфония, 1-я часть.
Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1, М.-Л., 1966; Холопок Ю. Н” Функциональный метод анализа совр. гармонии, в сб.: Теоретич. проблемы музыки XX в., в. 2, М., 1978; Задерацький В., Сонористичне перетворения принципу остинатности у творчости Олив’е Mecciana, в сб.: “Украинське музикознавство”, [т.] 14, КиеB, 1979; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988.

С..

СИМЕОНОВ

СИМФОНИЯ

СИНИСАЛО

СИНИЦЫНА

СИНОПСИЯ

СИРВЕНТА

СКОМПСКА

СКРЕБКОВ

СКУДУЧЯЙ

СЛЕСАРЕВ

СЛИЧЕНКО

СОБЕСКИЙ

СОГЛАСИЕ

СОЗВУЧИЕ

СОКОВНИН

СОЛОВЦОВ

СОЛОВЬЁВ

СОЛОДУХО

СОНАТИНА

СОРТСИКО

СОТНИКОВ

СПИВАКОВ

СПОНТИНИ

СПОСОБИН

СТАВОНИН

СТАНФОРД

СТАРИКОВ

СТАРКОВА

СТАСЕВИЧ

СТАСЮНАС

СТАХОВИЧ

СТЕНДАЛЬ

СТЕПАНОВ

СТЕПАНЯН

СТЕПОВОЙ

СТЕФАНОВ

СТЕФФАНИ

СТЕЦЕНКО

СТЕШЕНКО