СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ (нем. Satz, Schreibweise; англ. setting, constitution; франц. conformation) – понятие, определяющее специфику развёртывания голосов (голоса), логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации. Одноголосию чаще свойствен монодический С. м. (см. Монодия, 3), при котором звуки соотносятся по горизонтали, “перетекая” один в другой, и исключается вертикаль (одновременность разных высот). Однако не всякое одноголосие монодично: в эпоху развитого гармонич. мышления мелодия отражает логику аккордовой гармонии. При многоголосии С. м. бывает полифонический и гомофонно-гармонический. Полифонич. С. м. (см. Полифония) образуется при одноврем. звучании двух или неск. мелодич. линий; горизонтальные связи между звуками преобладают; вертикаль как результат взаимодействия относительно самостоятельно движущихся голосов производна (сумма интервалов). Гомофонно-гармонич. С. м. (см. Гомофония) обусловлен мышлением вертик. комплексами (аккордами); движение голосов подчинено смене гармоний, и горизонтальные (мелодические) линии ткани являются результатом реализация гармонической (вертикальной) логики. При полифонии. С. м. голоса в принципе функционально равноправны; в гомофонно-гармонич. С. м. голоса различаются по функциям: главный голос (наиб. индивидуализированный), бас (основание гармонии) и дополняющие голоса. На практике разные виды С. м. часто смешиваются; качества полифонич. и гомофонно-гармонич. С. м. могут сосуществовать в последовательности и в одновременности; по своей природе смешанным С. м. (монодич. и полифонич. признаки) является гетерофония. Эволюция и смены С. м. связаны с осн. этапами развития европ. проф. музыки; так, выделяются эпохи монодии (древние культуры, средневековье), полифонии (позднее средневековье и Возрождение), гомофонии (новое время). В 20 в. возникли новые разновидности С. м.: сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но по сути единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение эвучностей, см. Сонорика), пуантилистич. С. м. (отд. звуки или мотивы в разных регистрах, формально образующие линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов; см. Пуантилизм) и др.
Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, М., 1966; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии. Л.. 1978; Галицкая С. П., Теоретич. вопросы монодии, Таш., 1981. Т.С. Кюрегян.

С..

МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

НАВВАБ МИР МОХСУН

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СВАЗИЛЕНДА МУЗЫКА

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ ЛИНЕАРНЫЕ

ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

ХАНТЫЙСКАЯ МУЗЫКА

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ



Музыкальный словарь ver16