СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ


















СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ, лады ограниченной транспозиции, – лады модального типа (см. Модальность), звукоряд которых образуется при равнодольном делении октавы (12 полутонов) и одинаковом (симметричном) заполнении всех получающихся при этом ячеек. Типология С. л. находится в зависимости от центр. элемента (ЦЭ) каждого из них. Группы С. л.: I – целотоновый лад (ЦЭ – целотонное б-звучие 12:6); II – уменьшенный лад (ЦЭ – ум. септаккорд 12:4); III – увеличенный лад (ЦЭ – ув. трезвучие 12:3); IV – тритоновый лад (или дважды-лад; ЦЭ – тритон 12:2). В отличие от натуральных ладов С. л. искусственны и возникают лишь в условиях равномерной темперации. Встречаются у Ф. Шопена (2-й лад – “гамма Шопена”, этюд ор. 10 № 9 f-moll, такты 9-12), Ф. Листа, К. Дебюсси, Б. Бартока, О. Мессиана, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, В. И. Ребикова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, А. Н. Черепнина, С. С. Прокофьева, у совр. сов. композиторов. Теорию С. л. разрабатывали Н. А. Римский-Корсаков (отметил их “круговой” характер), Б. Л. Яворский (доказал, что они – лады), О. Мессиан, Э. Лендваи и др. А. Римский-Корсаков. “Снегурочка”.
Холопов Ю. [Н.], Симметричные лады в теоретич. системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, в. 7, М., 1971; Меssiaen О., Technique de mon langage musical, P., 1944. Ю. Н. Холопов.

С..

МОЛДАВСКАЯ МУЗЫКА

МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

НАВВАБ МИР МОХСУН

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СВАЗИЛЕНДА МУЗЫКА

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ ЛИНЕАРНЫЕ

ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

ХАНТЫЙСКАЯ МУЗЫКА

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ