СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ


















СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie; франц. fantasie simphonique; англ. symphonic fantasia) – жанр симф. музыки, отличающийся (как и любая муз. фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием разл. принципов формообразования (сонатности, вариационности, рондальности и т. д.). Как правило, С. ф. – одночастное орк. соч., имеющее к.-л. программу или основанное на разработке нар., песенно-танц. тем. В рус. музыке С. ф. приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в зап.-европейской (“Дочь Севера” Сибелиуса). Разновидности С. ф. – орк. каприччо и увертюра-фантазия, указывающая на один из истоков жанра – конц. увертюру. К ним относятся “Камаринская” (подзаголовок “фантазия на темы двух рус. песен”), “Вальс-фантазия”, а также “испанские увертюры” “Арагонская хота” (“блестящее каприччио”) и “Ночь в Мадриде” Глинки, “Увертюра на три русские темы” Балакирева, “Испанское каприччио” Римского-Корсакова, “Итальянское каприччио”, увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”, “Буря” Чайковского и др.
См. лит. при ст. Программная музыка, Симфоническая поэма. В. Жданова.

С..

БИБЛИОТЕКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПРИЗВУКИ

ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА

ДЕКЛАМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ДОМА-МУЗЕИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА МУЗЫКА

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЗАПАДНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

ЗЕРКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ

КАНОНИЧЕСКАЯ СЕКВЕНЦИЯ

КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПЕРЕМЕННАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ