ШЁНБЕРГ


















ШЁНБЕРГ (Schönberg) Арнольд (1874 – 1951) – австр. композитор, педагог, муз. теоретик, дирижёр, художник. Глава новой венской школы. Формированию Ш. как проф. музыканта способствовали муз. традиции семьи, изучение классич. наследия, занятия с А. Цемлинским. С 1895 дирижёр (в т. ч. руководитель хора рабочих-металлистов в Штоккерау близ Вены), затем преподаватель теории и композиции в консерватории Штерна в Берлине. В 1903 – 24 жил гл. обр. в Вене. С 1925 проф. композиции в Прусской академии искусств в Берлине. В 1933 эмигрировал; с 1934 жил в Лос-Анджелесе (работал как композитор и педагог). Среди учеников: А. Берг, А. Веберн, X. Эйслер, Э. Веллес, X. Э. Апостель, Г. Кауэлл. Автор муз. -теоретич. работ и критич. статей. Творчество Ш. – одного из крупнейших композиторов 20 в. – сформировалось под воздействием эстетики символизма, австро-нем. позднего романтизма и экспрессионизма и ярко выразило противоречивость совр. эпохи. Его творч. путь – образец непрестанных поисков в области муз. языка и средств выразительности. Обновление традиц. норм и приёмов композиц. техники обусловлено своеобразием содержания, образного строя музыки Ш. Социально-историч. действительность преломилась в искусстве композитора сквозь призму остро субъективного, трагич. мировосприятия, порождённого социальными катаклизмами 20 в. Ш. – основатель метода додекафонии, являющегося закономерным результатом упорядочения атональности в строгую систему композиции. Целенаправленно проводя этот метод в своём творчестве, Ш., однако, не декларировал его в своих работах по муз. теории. В муз. -критич. статьях Ш. подчёркивал связь своего метода с традициями нем. муз. классики и подчинённость художеств. задачам. В соч. “романтического” периода (1897 – 1908; струн. секстет “Просветлённая ночь”, симф. поэма “Пеллеас и Мелизанда”, кантата “Песни Гурре” и др.) Ш. ещё следовал традициям И. Брамса, Р. Вагнера, Г. Малера, Р. Штрауса. Но уже и здесь проступало стремление к предельной хроматизации гармонии, сплошной полифонизации и тематизации муз. ткани, повышению экспрессивного накала музыки. Эти тенденции привели Ш. к использованию атональности в соч. (3 фп. пьесы, 5 орк. пьес, монодрама “Ожидание”, все – 1909), ознаменовавших начало “атонального” периода (до 1920). Экспрессионистич. черты обострились в соч. этого времени (атмосфера страха и тревожных предчувствий в монодраме “Ожидание”, порывы экзальтации, гротескная деформированность образов в цикле мелодрам “Лунный Пьеро”, 1912). Для передачи разл. психич. состояний (начиная с “Лунного Пьеро”) Ш. постоянно использовал новые приёмы мелодекламации и т. н. речевого пения (Sprechstimme, Sprechgesang), получившие распространение в вок. музыке 20 в. Продолжая в атональных соч. поиск строгого организующего принципа в звуковысотности и форме, Ш. в Сюите для фп. (1921 – 23) впервые полностью реализует метод додекафонии. В последующих соч. “додекафонного” периода (после 1920; Вариации для орк., 1928; 3-й и 4-й струн. квартеты, 1927, 1936; концерты – для скр. с орк., 1936, для фп. с орк., 1942) Ш. развил свою композиц. технику, гибко сочетая её с тональным письмом и классич. формами (рондо, вариации, сонатная и полифонич. формы), достигая высокого контрапунктич. мастерства и изобретательности в варьировании муз. материала. Откликом на события 2-й мировой войны 1939 – 45 стали драматичные “Ода Наполеону” (1942) и кантата “Уцелевший из Варшавы” (1947), проникнутые гуманистич. протестом. В неоконч. соч. Ш. на библейские сюжеты (оратория “Лестница Иакова” и опера “Моисей и Аарон”) в форме религ. притчи выражены острые нравственно-философские коллизии. Творчеству и эстетике Ш. свойственна противоречивость (сочетание радикального новаторства в муз. средствах со стремлением следовать классич. традициям, высокой эмоц. возбуждённости музыки с её рационалистич. конструктивизмом, мрачно-трагич. колорита с большой этич. и эстетич. силой воздействия), отражающая раздвоенность сознания и мировоззрения композитора. Творчество Ш. оказало значит. влияние на муз. искусство 20 в.; разработанный им метод стимулировал развитие муз. сериализма (см. Сериальность, Серийная техника. Серия). Оперы – Счастливая рука (1913, Вена), монодрама Ожидание (1909; пост. 1924, Прага), С сегодня на завтра (1929; пост. 1930, Франкфурт-на-Майне), Моисей и Аарон (1932, не окончена; 1954, радио Гамбурга; пост. 1957, Цюрих);для солистов, хора и орк. – оратория Лестница Иакова (неоконч.); кантаты – Песни Гурре (1911), Уцелевший из Варшавы (1947) и др.; для голоса с инстр. ансамблем – Побеги сердца (1911), Лунный Пьеро (1912), Ода Наполеону (1942); для орк. – симф. поэма Пеллеас и Мелиэанда (1903; 2-я ред. 1918), 2 камерные симфонии (1906, 1939) и др.; концерты с орк. – для скр. (1936), для фп. (1942); кам. -инстр. ансамбли – Фантазия для скр. и фп. (1949), струн. трио (1946), 4 струн. квартета (1905 – 36), квинтет для дух. инстр. (1924), струн. секстет Просветлённая ночь(1899) и др.; для голоса с фп. – 15 стихотворений из “Книги висячих садов” (1909), песни, баллады; для хора a cappella – Мир на земле(1907), 3 нем. нар. песни 15 – 16 вв. (1928), Трижды по тысяче лет (1949), De profundis (1950) и др.; пьесы для фп.; обработки соч. др. авторов. A Gesamtausgabe, АЫ. 1 – 8, W. – Mainz, 1966 – 88 – (вышло 19 тт. разл. серий).

Ш..

ЦЕСЕВИЧ

ЦИМБАЛЫ

ЦИТОВИЧ

ЦИЦАЛЮК

ЦУДЗУМИ

ЦУМШТЕГ

ЦФАСМАН

ЦЫГАНОВ

ЦЫТОВИЧ

ЧАКЫРОВ

ЧЕЛЕСТА

ЧЕЛЯПОВ

ЧЕМБАЛО

ЧЕШИХИН

ЧИАНУРИ

ЧИКОНИА

ЧИНДАУЛ

ЧОНГУРИ

ЧУГУНОВ

ШАГИНЯН

ШАЛЁНЕК

ШАЛЯПИН

ШАМИНАД

ШАНТЫРЬ

ШАПОРИН

ШАРАКАН

ШАРОНОВ

ШАХЛЫЧА

ШВЕЙЦЕР

ШЕБАЛИН

ШЕВАЛЬЕ

ШЕВЕЛЁВ

ШЕВИЙЯР

ШЕЙБЛЕР

ШЕТЕЛИХ

ШИАЛТЫШ

ШИНДЛЕР

ШИШАКОВ

ШЛЕЙФЕР