ШАНСОН


















ШАНСОН (франц. chanson, от лат. cantio, род. падеж cantionis – пение, песня) – в широком смысле – франц. песня во всех её историч. и жанровых разновидностях, включая старинные кантилены, баллады, рондо, виреле, водевили, романсы, революц. и социальные песни 19 – 20 вв., совр. эстр. пески из репертуара шансонье. В узком смысле – франц. многогол. песня 15 – 16 вв. Ш. этого периода, обобщившие нац. песенные традиции (народные, искусство трубадуров, творчество Г. де Машо) и испытавшие влияние нидерл. полифония, стиля (шансои Г. Дюфаи, Я. Обрехта, И. Окегема, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Жоскена Депре, позже – О. Лассо), были одним из самых значит. жанров европ. музыки эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера Ш. (наряду с названными): К. Жанекен, К. Сермизи, К. Ле Жён, Г. Котле, Я. Аркадельт. Полифония. Ш. многообразны по содержанию, в текстах применялись нар. стихи, поэзия П. Ронсар” и К. Маро (16 в.). Для музыки Ш. характерно использование популярных мелодий (иногда нескольких в одновреи. звучании, как в кводлибете) – народных или проф. светских (помещались чаще всего в теноре), нередко встречается форма канона, в т. ч. двойного (“Basiez moy” Жоскена Депре) и бесконечного (“Celebrons” Лассо): Лассо. Шансон “Celebrons”. Жанекен создал программные Ш. с использованием звукоподражат. приёмов (“Пение птиц”, “Крики Парижа”). Шансон Г. Котле по стилистике соприкасаются с соч. итал. композиторов, экспериментировавших в области хроматики (см. Хроматизм, Энгармонизм), Во 2-й пол. 16 в. появились Ш. аккордово-гармонич. склада, в которых гл. мелодия, голосом стал не тенор, а сопрано. Из таких многогол. Ш., ставших по существу гомофонными, возникли сольные песни, в которых аккомпанемент поручался инструментам (лютне, теорбе, клавишным инструментам); во Франции они получили назв. “придворные песни”. Определ. влияние на развитие Ш. оказали деятели основанной в 1570 Ж. А. Баифом “Академии поэзии и музыки”, которые пытались возродить античную муз. -поэтич. метрику. Прогрессивной чертой Ш., принадлежащих композиторам этого направления (Ле Жён и др.), было формирование принципов нового монодич. стиля, на основе которого возникла опера.
Симакова Н. Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985. Т. Н. Дубравская.

Ш..

ЧЕРМАК

ЧЕРНЕЙ

ЧЕРНОВ

ЧЕЧОТТ

ЧИБОНИ

ЧИЛЕНА

ЧИМПОЙ

ЧИТЧЯН

ЧИЧКОВ

ЧКОНИЯ

ЧУГАЕВ

ЧУДОВА

ЧУЛАКИ

ЧУНИРИ

ЧУРКИН

ШАБРИЕ

ШАЙДУР

ШАЛМЕЙ

ШАНКАР

ШАРОЕВ

ШАСТРИ

ШАТРОВ

ШАФРАН

ШАХИДИ

ШАЦКАЯ

ШАЦКЕС

ШАЦКИЙ

ШВЕДОВ

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНКЕР

ШЕНШИН

ШЕРИНГ

ШЕРХЕН

ШЕФФЕР

ШЕХТЕР

ШИМКУС