СЕРОВ


















СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71) – рус. композитор, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Род. в семье чиновника. С детских лет обучался игре на фп., а также влч. (у К. Б. Шуберта). Окончил Уч-ще правоведения (1840), где сблизился с В. В. Стасовым, что способствовало духовному развитию обоих. В 1840-68 служил в разл. ведомствах мин-в юстиции и внутр. дел. Много внимания уделял музыке, самостоятельно овладевал комп. техникой, изучал также философию, художеств. и муз. литературу. К 1840-м гг. относятся первые комп. опыты: замыслы опер “Басурман” (по И. И. Лажечникову), “Виндзорские проказницы” (по У. Шекспиру) и др. С 1851 постоянно выступал в печати в качестве муз. критика (впервые на страницах некрасовского журн. “Современник”, где был помещён ряд его обзоров петерб. конц. и муз.-театр. жизни). С нач. 50-х гг. был участником муз. вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетич. и творч. принципов С. В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творч. объединения “Могучая кучка”, однако позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (начиная с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов “муз. драмы” Вагнера. В 1867 совм. с женой В. С. Серовой издавал журн. “Музыка и театр”. Осн. область комп. творчества С. – опера. Он выступил за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, нар.-бытовая опера). С. отличали знание законов муз. драматургии, искусство сочетания музыки со сценич. действием, орк.-колористич. мастерство. Однако его муз. стилю присущи нек-рая пестрота и эклектичность. Успех сопутствовал операм “Юдифь” (на сюжет библейской легенды, 1862), “Рогнеда” (на сюжет из рус. истории, 1865), “Вражья сила” (по пьесе А. Н. Островского “Не так живи, как хочется”, начата в 1867, после смерти С. завершена В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Новаторством явилось обращение композитора к реалистич. бытовой драме из рус. жизни. – одна из основоположников и крупнейший представитель передовой рус. муз. критики. Поборник реализма, он в лит.-муз. деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетич. анализа и науч.-историч. обоснованностью суждений. Во многом следовал принципам демократии, рус. лит. критики, прежде всего – В. Г. Белинского. Он понимал критику как всесторонний анализ произведения. Одним из важнейших требований С. был историзм. С. указывал на необходимость при оценке художеств. явления связать его с эпохой и определить место в общем историч. процессе. Он не отделял муз. критику от науки о музыке. С. ввёл в рус. яз. самый термин музыкознание (в ст. “Музыка, муз. наука, муз. педагогика”, 1864). Однако его эстетич. взгляды не свободны от идеализма. Переоценивал роль эмоц. начала в музыке, считал, что музыка “может выражать только настроенность души”. В своих оценках нередко был пристрастен и непоследователен. С. – один из первых глубоких истолкователей и пропагандистов творчества М. И. Глинки. В работах о нём, в т. ч. “Опыте технич. критики над музыкой М. И. Глинки” (“Театр. и муз. вестник”, 1859, № 49), обосновал значение Глинки как создателя рус. нац. муз. школы (проницательно раскрыл муз.-драматургич. замысел оперы “Жизнь за царя”, но не увидел своеобразия оперы “Руслан и Людмила”), В статье, посв. постановке оперы Даргомыжского “Русалка”, С. выдвинул тезис о самостоят. славянской школе в музыке. В ряде работ он отстаивал мысль о народности музыки, считал нар. песню основой проф.-муз. искусства. Среди трудов С. также работы о заруб. композиторах (В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Р. Вагнере и др.). Он боролся за верное понимание творчества Бетховена (полемика с А. Д. Улыбышевым), подчёркивал значение Бетховена как величайшего симфониста. Для С. характерны решительность и прямота суждений, лит. темперамент, блеск и острота изложения. С.-критик внёс большой вклад в развитие научной муз. мысля в России. Оперы – Юдифь (1863), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871, все – Петербург); для солистов, хора и орк. – 2 кантаты, Stabatmater и др.; произв. для орк.; кам.-инстр. ансамбли; сонаты и др. пьесы для фп.; хоры; романсы; обработки нар. песен; музыка к спектаклям драм. театра и др. Критич. статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Избр. статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57; Статьи о музыке (в 7 выпусках], в. 1-6, М., 1985-90.
Серова В. С., Серовы А. Н. и В. А., Воспоминания, СПБ, 1914; Xубов Г., Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; Кремлев Ю. А., Рус. мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969-73; Из забытых писем и воспоминаний, “СМ”, 1976, № 12; Черкашина М., А. Н. Севов, 2М.,1988. Ю. В. Келдыш.

С..

РЮТОВ

РЯБОВ

РЯЭТС

СRЕDО

СЁНЬИ

САВАР

САДЛО

САДЫХ

САЙТО

САКВА

САЛИН

САМБА

САНДИ

САНТО

САРТИ

САТЯН

СЕКЕЙ

СЕРВЕ

СЕРИЯ

СЕТОВ

СЕШНС

СИБОР

СИГЕР

СИЗОВ

СИЛЬЯ

СИМОН

СИСТР

СИТАР

СИХРА

СИЦКИ

СКИПА

СКЛЯР

СКОТТ

СКРИБ

СКЮДО

СОВЕР

СОКОР

СОЛЕР

СОМИС