СЕКВЕНЦИЯ





.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














СЕКВЕНЦИЯ (ср.-век. лат. sequentia, от лат. sequor – иду вслед, следую) – 1) жанр ср.-век. монодии, первоначально троп аллилуйи, впоследствии самостоят. песнопение григорианского обихода (см. Григорианское пение). Развивалась также и светская С. на лат. яз. с инстр. сопровождением. Возникла в связи с практикой подтекстовки юбиляций на последнем слоге аллилуйи (в некоторых источниках подтекстоваи весь напев аллилуйи). Такие юбиляций наз. “longissimae melodiae” (“длиннейшие мелодии”) или “sequentiae”, а текст к ним – “prosa ad sequentiam” (отсюда др. назв. С. – “проза”). С 9 в. сочинялись новые тексты и мелодии С. Аллилуйя, стихи и секвенция “Qui rcgis sceptra”. Установление формы С. приписывается Ноткеру Заике (первое крупное собр. С. – “Liber Hymnorum”, ок. 860-887). Её особенности: силлабич. строение (слог-нота); последование пар структурно подобных стихов; параллелизм текста и мелодии – парные строки имеют одинаковый распев:, связанные с именем Адама из парижского аббатства Сен-Виктор (12 в.), рифмованы и приближены к гимну (однако все строфы гимна, в отличие от С., поются на одну мелодию). Позднее напевы С. ритмизовались на основе ритмич. модусов, обрабатывались в виде органума. С. оказали влияние на развитие светских муз. форм – виреле, ле, баллады, рондо, эстампиды. Тридентский собор (1545-1563) упразднил все С., кроме пяти, в числе которых “Lauda Sion salvatorem” (текст Фомы Аквинского, ок. 1236, мелодия Адама из Сен-Виктора; использована в опере и симфонии “Художник Матис” Хиндемита), “Dies irae” для заупокойной службы (нач. 13 в.), “Stabat mater dolorosa” (13 в.). С. обрабатывались многоголосно композиторами разных эпох и направлений (см. Dies irae, Stabat mater). 2) Повторение мотива или гармонич. оборота на др. высоте непосредственно вслед за первым его проведением (нем. Sequenz). Обычно всё последование наз. С., а его части – звеньями С.; в др. терминах 1-е звено – “модель”, последующие – собственно С. Интервал, на который сдвигается первонач. построение, наз. шагом С. Определяющее функциональное значение имеют крайние точки аккордовой С., в средних звеньях С. преобладают функции переменные. Ф. Гендель. Пассакалья из Сюиты g-moll для клавесина. обычно классифицируют по их функции в композиции (однотональные, односистемные – модулирующие, разносистемные) и по принадлежности к к.-л. из родов звуковой системы (диатонич. – хроматич., см. Роды интервальные). С. разделяют также на мелодич. и аккордовые, на точные и варьированные. Применяются и вне мажорно-минорной системы (напр., в симметричных ладах – односи-стемная С. в соло Звездочёта из оперы “Золотой петушок”, цифра 6, такты 2-9). С. – один из приёмов развития (особенно в разработках, связующих партиях).
Пэрриш К., Оул Дж., Образцы муз. форм от григорианского хорала до Баха, пер. с англ., Л., 1975; См. также лит. при статьях Месса, Церковная музыка. 2) Тюлиy Ю. Н., Учение о гармонии, 3М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Формообразующие средства гармонии, 2М., 1971. См. также лит. при ст. Гармония. Б. Баранова, Ю. Н. Холопов.

С..

САНДЗОНЬО

САНДУНОВА

САРАБАНДА

САРАБСКИЙ

САРАДЖЕВА

САРТБАЕВА

САРЮСОФОН

САУЛЬСКИЙ

САЯТ-НОВА

СВАНХОЛЬМ

СВЕТЛАНОВ

СВЕЧНИКОВ

СВЕШНИКОВ

СЕБАСТЬЯН

СЕВЕРСКИЙ

СЕВИЛЬЯНА

СЕГЕРСТАМ

СЕГИДИЛЬЯ

СЕЙТАЛИЕВ

СЕРВАНСКИ

СЕРГИЕНКО

СЕРКЕБАЕВ

СИ СИНХАЙ

СИБИРЯКОВ

СИКОРСКИЙ

СИЛАНТЬЕВ

СИМАНСКИЙ

СИМЕОНОВА

СИМИОНАТО

СИМФОНИЗМ

СИНАЙСКИЙ

СИНЯВСКАЯ

СИЦИЛИАНА

СИЧИНСКИЙ

СКАЗИТЕЛИ

СКАЛКОТАС

СКАРЛАТТИ

СКОВОРОДА

СКОМОРОХИ



Музыкальный словарь ver16