РОССИНИ


















РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868) – итал. композитор. Род. в семье музыканта дух. оркестра и певицы. В детстве обучался игре на чембало, альте, скрипке, а также пению и муз. теории. Пел в церк. хорах и театрах Болоньи, был хор. дирижёром и концертмейстером. С 1806 (в 14-летнем возрасте) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (влч.), С. Маттеи (контрапункт) и в классе фп. Самостоятельно изучал партитуры Д. Чимарозы, И. Гайдна, В. А. Моцарта. В 1820, во время революц. событий в Неаполе, возглавляемых карбонариями, вступил в ряды нац. гвардии. С 1824 муз. директор театра “Итальен”, с 1826 корол. композитор и генеральный инспектор пения в Париже. В 1836-55 жил в Италии (с 1845 директор Болонского муз. лицея), с 1855 – в Париже. Основу творчества Р. составляет опера. В этом жанре проявились его мелодич. щедрость, остроумие и сатирич. меткость в обрисовке персонажей. Уже в опере-сериа “Танкред” и опере-буффа “Итальянка в Алжире” (обе- 1813) обозначились реформаторские устремления Р. Откликаясь на нац.-освободит. движение итал. народа, он ввёл героич. начало, раздвинув образно-эмоц. рамки жанра, обогатил его выразит. средства (хор, драм. речитатив, патетич. арии). Высоким образцом итал. оперы-буффа является его опера “Севильский цирюльник” (1816) – подлинно реалистич. муз. комедия с ярко очерченными муз. характерами н элементами сатиры. Р. драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую муз. комедию “Золушка” и оперу-семисериа “Сорока-воровка” (обе- 1817). Новые решения искал Р. и в опере-сериа. Впервые в истории итал. оперы он обратился к трагедии “Отелло” У. Шекспира. Значит. вехой на пути преобразования итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера “Моисей в Египте” (1818). Р. избирает сюжеты, связанные с патриотич. нар.-освободит. тематикой, вводит массовые ансамблево-хор. сцены, усиливает драм. характерность и лирико-психологич. начало, обогащает вок. мелодику декламационностью, достигает сквозного муз. развития. Творчески усвоив достижения франц. оперного искусства, Р. переработал для парижской сцены свою героико-трагич. оперу “Магомет II” (под назв. “Осада Коринфа”, пост. 1826), создал франц. редакцию оперы “Моисей в Египте” (под назв. “Моисей и фараон”, 1827), написал оперу “Граф Ори” (1828), продемонстрировав мастерство в новом для себя жанре франц. комич. оперы. Выдающимся итогом его исканий в нар.-героич. жанре стала опера “Вильгельм Телль” (1829), над которой Р. работал в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830. Опера включает многообразные хоры, индивидуально очерченные характеристики действующих лиц, велика в ней роль драм.-выразит. речитатива, скрепляющего отд. сцены в стройное целое, отличающееся непрерывностью муз. развития и драм. контрастами, по-новому трактуется увертюра, близкая к свободной симф. поэме. Помимо опер Р. создал вок. симф. произв., в т. ч. “Гимн независимости” (1815), Stabat mater (1842), “Маленькую торжественную мессу” (1863), а также многочисл. вок. и фп. миниатюры. Творчество Р. оказало большое влияние на развитие итал. оперы и европ. оперного искусства 19 в. Оперы (39) – Демстрио и Полибио (1806, пост. 1812, Рим), Брачный вексель (1810, Венеция), Странный случай (1811, Болонья), Счастливый обман, Шёлковая лестница, Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (все – 1812, Венеция), Пробный камень (1812, Милан), Синьор Брускино, Танкред, Итальянка в Алжире (все- 1813, Венеция), Елизавета, королева Английская (1815, Неаполь), Севильский цирюльник (первонач. под назв. Альмавива, или Тщетная предосторожность, 1816, Рим), Отелло (1816, Неаполь), Золушка (1817, Рим), Сорока-воровка (1817, Милан), Моисей в Египте (1818, Неаполь; франц. ред. – Моисей и фараон, 1827, Париж), Дева озера (1819, Неаполь), Магомет II (1820, там же; франц. ред. – Осада Коринфа, 1826, Париж), Зельмира (1822, Неаполь), Семирамида (1823, Венеция), Граф Оря (1828, Париж), Вильгельм Телль (1829, там же) и др.; для орк. – 2 симф. (1808, 1809) и др.; кантаты, гимны; кам. -инстр. ансамбли; пьесы для фп.; для голоса с фп. – Музыкальные вечера (3 ариетт и 4 дуэта, 1835) н др.; духовная музыка – Stabat mater (1832; 2-я ред. 1842), Маленькая торжественная месса (1863) и др.
Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Дж. Россини. Избр. письма, высказывания, воспоминания, Л., 1968; Бронфин Е., Дж. Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М.,1973; ее же, Дж. Россини, 2Л., 1986; Стербини Ч., “Севильский цирюльник” Дж. Россини, пер. с ятал., М., 1988; Radiciotti О., G. Rossini, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; Rоgnоni L., G. Rossini, Torino, 1977. Е. Ф. Бронфин.

Р..

РИЗАНЕК

РИЗЕМАН

РИСАГЕР

РИСТОРИ

РИТМИКА

РИФЛИНГ

РОRТАТО

РОДЖЕРС

РОДЫГИН

РОЗАНОВ

РОЗЕНОВ

РОЗЕТКА

РОЙЗМАН

РОЛЬДАН

РОМАНОВ

РОМБЕРГ

РОНКОНИ

РОПСКАЯ

РОСБАУД

РОСТАЛЬ

РОЧБЕРГ

РУДЕНКО

РУДНЕВА

РУДОЛЬФ

РУСАНОВ

РУССЕЛЬ

РУССОЛО

РЫБАКОВ

РЫВКИНД

РЯБИНИН

РЯЗАНОВ

СЁЛЛЁШИ

САБИТОВ

САГАТОВ

САДЫКОВ

САДЫХОВ

САККИНИ

САККОНИ

САЛИНАС