Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ – система муз. приёмов, опирающаяся на риторику – науку об ораторском искусстве и о художеств. прозе. Получила распространение в 17 – 1-й пол. 18 вв. в разл. странах Европы (в т. ч. в России). Теоретически была осмыслена гл. обр. в Германии (в работах И. Бурмайстера, К. Бернхарда, И. Г. Вальтера, И. Хайнихена, И. Маттезона, И. А. Шайбе, И. Н. Форкеля и др.). м. связана со взглядом на музыку как на прямую аналогию ораторской и позтич. речи. Гл. задачи красноречия – учить, услаждать, волновать – были распространены и на музыку. Большое значение имело стремление музыкантов, подобно ораторам, возбуждать в слушателях определ. аффекты (см. Аффектов теория). Соответственно традициям риторики в Р. м. творч. процесс подразделялся на этапы: 1) изобретение материала (inventio); 2) расположение (dispositio) и разработка (elaboratio), 3) украшение (decoratio) или слововыражение (elocutio), 4) произнесение (pronuntiatio, actio) или исполнение (executio). P.M. следовала за словесной риторикой и в описании каждого этапа, особенно первых трёх. В муз. inventio указывались разл. вспомогат. “источники изобретения”; dispositio опиралось на риторич. схемы строения речи, в т. ч. на 6-8-частное деление. Главной и наиб. разработанной частью Р. м. было decoratio, основу которого составляли муз.-риторич. фигуры. К сер. 18 в. зафиксировано более 80 видов фигур, среди них – приёмы, известные ещё в средневековье и даже ранее, но ставшие устойчивыми элементами муз. языка в кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. Особое значение для формирования фигур имело творчество итал. мадригалистов. В 17-18 вв. в описании фигур не было единой системы; нередко один и тот же приём у разных теоретиков получал разные названия или одним названием обозначались разл. приёмы. О разнообразии фигур свидетельствует следующая их классификация: а) изобразит. фигуры: anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatib – круг, тирата и др.; их суть – в мелодич. движении, иллюстрирующем понятия, обозначенные в названиях фигур; б) интервальные фигуры: exclamatio – восклицание и interrogate – вопрос (см. пример 1), передающие ходом мелодии соответствующие интонации речи, saltus и passus duriusculus – скачок и хроматич. ход; 1. К. Монтеверди. “Орфей”, 2-е действие, партия Орфея. в) паузы: abruptio – обрыв, suspiratio – обычно краткая пауза, “вздох”, tmesis – паузы, разрывающие мелодию (см. пример 2), aposiopesis – генеральная пауза и др.; г) повторы, в т. ч. повторение к.-л. построения в разном соотношении с др. материалом (напр., symploce-abc…a) или разного характера (palillogia – точный повтор; climax – в секвенции); д) фигуры фуги; характерна имитац. техника: nypallage – имитация в противодвижении, apocope – неполная имитация и др.; е) диссонансы: catachrese – неправильно разрешённый диссонанс или отсутствие разрешения, parrhesia – переченье, применение ув. и ум. интервалов (см. пример 3); ж) гармонич. или фактурные особенности: противопоставление, noema – введение аккордового эпизода в полифонич. контекст и др. 2. И. С. Бах. Кантата BWV 43. Г. Шютц. Священная симфония “Singet dem Herren ein neues Lied” (SWV 342). С сер. 18 в. Р. м. теряет своё значение как теоретич. система, хотя выработанные в ней приёмы используются и в дальнейшем. Р. м. способствовала утверждению и осмыслению новых выразит. приёмов, осознанию функций муз. формы (см. Форма музыкальная). Друскiн Я. С., Про риторичнi прийоми в мучицi И. С. Баха, Киiв, 1972; Захарова О., Муз. риторика XVII-1-й пол. XVIII вв., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 3, М., 1975; её же, Риторика и зап.-европ. музыка XVII – 1-й пол. XVIII вв., М., 1983; Xолопова В. Н., О прототипах функций муз. формы, в сб.: Проблемы муз. науки, в. 4, М., 1979; Burmetster J., Musica poetics, Rostock, 1606, переизд. – Kas., 1955; Кirсhеr A., Musurgia universalis, 11-2, Romae, 1650, переизд. – Hildesheim-N. Y., 1970; Mattheson J., Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1737, переизд. – Kas., 1954; Brandes H., Studien zur musikatischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert, В., 1935; Dammann R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, K61n, 1967; Ungеr Н. Н., Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18. Jahrhundert, Wurzburg, 1941, переизд. – Hildesheim, 1969; Вuelоw G. J., Music, rhetoric and the concept of the affections. A selective bibliography, “Notes”, 1973, v. 30, № 2; Вartel D, Handbuch der musikalischen Figurenlehre, Laaber, 1985. O. И. Захарова. |
Музыкальный словарь ver16