РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ – система муз. приёмов, опирающаяся на риторику – науку об ораторском искусстве и о художеств. прозе. Получила распространение в 17 – 1-й пол. 18 вв. в разл. странах Европы (в т. ч. в России). Теоретически была осмыслена гл. обр. в Германии (в работах И. Бурмайстера, К. Бернхарда, И. Г. Вальтера, И. Хайнихена, И. Маттезона, И. А. Шайбе, И. Н. Форкеля и др.). м. связана со взглядом на музыку как на прямую аналогию ораторской и позтич. речи. Гл. задачи красноречия – учить, услаждать, волновать – были распространены и на музыку. Большое значение имело стремление музыкантов, подобно ораторам, возбуждать в слушателях определ. аффекты (см. Аффектов теория). Соответственно традициям риторики в Р. м. творч. процесс подразделялся на этапы: 1) изобретение материала (inventio); 2) расположение (dispositio) и разработка (elaboratio), 3) украшение (decoratio) или слововыражение (elocutio), 4) произнесение (pronuntiatio, actio) или исполнение (executio). P.M. следовала за словесной риторикой и в описании каждого этапа, особенно первых трёх. В муз. inventio указывались разл. вспомогат. “источники изобретения”; dispositio опиралось на риторич. схемы строения речи, в т. ч. на 6-8-частное деление. Главной и наиб. разработанной частью Р. м. было decoratio, основу которого составляли муз.-риторич. фигуры. К сер. 18 в. зафиксировано более 80 видов фигур, среди них – приёмы, известные ещё в средневековье и даже ранее, но ставшие устойчивыми элементами муз. языка в кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. Особое значение для формирования фигур имело творчество итал. мадригалистов. В 17-18 вв. в описании фигур не было единой системы; нередко один и тот же приём у разных теоретиков получал разные названия или одним названием обозначались разл. приёмы. О разнообразии фигур свидетельствует следующая их классификация: а) изобразит. фигуры: anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatib – круг, тирата и др.; их суть – в мелодич. движении, иллюстрирующем понятия, обозначенные в названиях фигур; б) интервальные фигуры: exclamatio – восклицание и interrogate – вопрос (см. пример 1), передающие ходом мелодии соответствующие интонации речи, saltus и passus duriusculus – скачок и хроматич. ход; 1. К. Монтеверди. “Орфей”, 2-е действие, партия Орфея. в) паузы: abruptio – обрыв, suspiratio – обычно краткая пауза, “вздох”, tmesis – паузы, разрывающие мелодию (см. пример 2), aposiopesis – генеральная пауза и др.; г) повторы, в т. ч. повторение к.-л. построения в разном соотношении с др. материалом (напр., symploce-abc…a) или разного характера (palillogia – точный повтор; climax – в секвенции); д) фигуры фуги; характерна имитац. техника: nypallage – имитация в противодвижении, apocope – неполная имитация и др.; е) диссонансы: catachrese – неправильно разрешённый диссонанс или отсутствие разрешения, parrhesia – переченье, применение ув. и ум. интервалов (см. пример 3); ж) гармонич. или фактурные особенности: противопоставление, noema – введение аккордового эпизода в полифонич. контекст и др. 2. И. С. Бах. Кантата BWV 43. Г. Шютц. Священная симфония “Singet dem Herren ein neues Lied” (SWV 342). С сер. 18 в. Р. м. теряет своё значение как теоретич. система, хотя выработанные в ней приёмы используются и в дальнейшем. Р. м. способствовала утверждению и осмыслению новых выразит. приёмов, осознанию функций муз. формы (см. Форма музыкальная).
Друскiн Я. С., Про риторичнi прийоми в мучицi И. С. Баха, Киiв, 1972; Захарова О., Муз. риторика XVII-1-й пол. XVIII вв., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 3, М., 1975; её же, Риторика и зап.-европ. музыка XVII – 1-й пол. XVIII вв., М., 1983; Xолопова В. Н., О прототипах функций муз. формы, в сб.: Проблемы муз. науки, в. 4, М., 1979; Burmetster J., Musica poetics, Rostock, 1606, переизд. – Kas., 1955; Кirсhеr A., Musurgia universalis, 11-2, Romae, 1650, переизд. – Hildesheim-N. Y., 1970; Mattheson J., Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1737, переизд. – Kas., 1954; Brandes H., Studien zur musikatischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert, В., 1935; Dammann R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, K61n, 1967; Ungеr Н. Н., Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18. Jahrhundert, Wurzburg, 1941, переизд. – Hildesheim, 1969; Вuelоw G. J., Music, rhetoric and the concept of the affections. A selective bibliography, “Notes”, 1973, v. 30, № 2; Вartel D, Handbuch der musikalischen Figurenlehre, Laaber, 1985. O. И. Захарова.

Р..

КАСТРИОТО-СКАНДЕРБЕК

КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВ

ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ

МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АКАДЕМИИ

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА

ПОЗНАНЬСКАЯ-РАБЦЕВИЧ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ АККОРД

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ



Музыкальный словарь ver16