РИМАН


















РИМАН (Riemann) Xyro (1849-1919) – нем. музыковед, муз.-обществ. деятель.педагог. Ученик К. Рейнеке (фп., композиция). Работал в качестве дирижёра и педагога в Билефельде. С 1878 преподавал в университетах Лейпцига, Бромберга, в консерваториях Гамбурга и Висбадена. С 1895 доцент, с 1901 проф. университета; с 1908 директор Collegium musicum, с 1914 директор основанного им Гос. института муз. науки в Лейпциге. Почётный чл. Нац. академии “Санта-Чечилия” в Риме (1887), Корол. академии во Флоренции (1894). – выдающийся теоретик и историк муз. искусства, автор работ, охватывающих практически все области современного ему музыкозна-ния. Проявил стремление к универсальной систематизации и разработке теоретич. основ музыки на базе анализа мелодич., гармонии., ритмич. элементов, их организация в единое муз. целое. В центре интересов Р. – структура муз. произв. во взаимосвязи всех её сторон. В области гармонии Р. развивал т. н. функциональное направление. Теорию контрапункта и муз. формы основывал на закономерностях гармонич.-тематич. строения композиции, муз. фразировки и акцентуации. Рассматривая проблемы метра и ритма, выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы. Муз.-теоретич. взгляды Р. обобщены в труде “Grosse Kompositionslehre” (1902-13). внёс существ. вклад в историю музыки; дал новое освещение проблемы формирования венской классической школы, открыл для современности значение творчества композиторов мангеймской школы, Дж. Данстейбла, муз. искусства Флоренции 14 в. и др., составил ряд сборников произв. старинных и малоизвестных мастеров. Р. рассматривал историю музыки как историю жанров, форм, муз. стилей, в соответствии с этим разрабатывал и принципы её периодизации. Его гл. муз.-историч. труд – “Handbuch der Musikgeschichte”. Известная ограниченность муз.-теоретич. и историч. концепции Р. связана с абсолютизацией им стиля венской классич. школы. Спец. работы Р. посвящены истории муз.-теоретич. мысли, нотации, вопросам муз. эстетики, инструментовки, исполнит. искусства и т. д. Мн. труды Р. используются как пособия (прежде всего “Катехизисы”) и справочники. Наиб. известен “Musik-Lexikoti” (Lpz., 1882), который переиздавался и дополнялся мн. видными учёными (всего вышло 12 изданий; рус. пер. -М., 1901, под ред. и с дополнениями Ю. Энгеля). Р. выступал как дирижёр. Автор муз. произв. Оказал влияние на творчество М. Регера, X. Пфицнера, X. фон Бюлова и др.
Musikalische Syntaxes, Lpz., 1877, переизд. – Niederwalluf (bei Wiesbaden),1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд. – Hildesheim – (a. o.], 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Geschichte der Musiktheorie im IX,-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Grosse Kompositionslehre, Bd 1-3, В.-Stuttg., 1902-13; System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903, переизд. – Niederwalluf (bei Wiesbaden), 1971;Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, переизд. – N. Y.-L., 1972; Grundrifi der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928, и др.; в рус. пер. – Катехизис фп. игры, М., 1892, 31929; Riemann Musik Lexikon, 12Bd 1-3 (hrsg. von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht), Mainz, 1957-67, ErganzungsbSnde 1-2 (hrsg. von C. Dahlhaus), 1972-75; Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96; Упрощённая гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, 21901; Систематич. учение о модуляции как основа учения о муз. формах, М.-Лейпциг, 1898; Акустика с точки зрения муз. науки, М., 1898, и др. Н. А. Миронова.

Р..

РАГЛС

РАДИЧ

РАКОВ

РАМИН

РАНКИ

РАТИЛ

РАУНД

РАЦЕК

РАЦЕР

РЕБАБ

РЕБЕК

РЕГЕР

РЕЙЕР

РЕЙХА

РЕНЬЕ

РЕШКЕ

РЗАЕВ

РИЕТИ

РИККА

РИЧЧИ

РОЖОК

РОККИ

РОЛЛА

РОЛОН

РОМЕУ

РОНДО

РОРЕМ

РОССИ

РОТТА

РОЯЛЬ

РУБАБ

РУБЕЦ

РУБИН

РУБОБ

РУМАН

РУМБА

РУМЕР

РУНОВ

РУПИН