РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ – народная или авторская песня, выражающая идеи революц. борьбы. Истоки жанра восходят к песням крестьянских восстаний и нац.-освободит. движений 15-18 вв. (чеш. гуситские песни; нем. протестантский хорал; рус. “молодецкие” и “разбойничьи” песни; серб.,.болг. и молд. гайдуцкие песни; венг. повстанческие гимны). Подлинный расцвет Р. п. начался со 2-й пол. 18 в. – эпохи бурж.-демократич. революций и начала пролетарского революц. движения. Одной из первых массовых Р. п., выдвинувшихся во время Великой франц. революции, была песня “Са iral”, остававшаяся до “Марсельезы” гл. муз. лозунгом революции. Многие Р. п. складывались и распространялись преим. устным путей. Их мелодии нередко заимствуются (в варьиров. виде) из песен др. жанров (“Карманьола” – из хороводной, “Дубинушка” – из трудовой припевки, “За власть Советов” – из романса) или популярных инстр. мелодий. Ряд Р. п. возник как соединение авторских текстов революц. поэтов с напевами нар. песен (“Уж как шёл кузнец” Рылеева и Бестужева на мелодию подблюдной “Славы”; “Проводы” Д. Бедного на мелодию рус.-укр. шуточной песни; “Там вдали за рекой” Кооля на мелодию песни “Лишь только в Сибири займётся заря”). Стихи прогрессивных поэтов содействовали рождению нового песенного стиля (хор. песни патетич. характера рус. разночинцев: “Узник” на стихи А. С. Пушкина, “Арестант” – Н. П. Огарёва, “Ермак” – К. Ф. Рылеева, “Колодники” – А. К. Толстого). Большинство Р. п. создано с агитац. целью самими участниками революц. движения. Специфич. жанровые черты (энергичные ораторские интонации, чеканные ритмы) проявились в них предельно концентрированно. Именно такие песни приобрели интернациональное значение и получили второе рождение в др. нац. культурах: франц. “Марсельеза” и “Интернационал”; нем. “Песня ткачей” и “Юный барабанщик”; швейц.-франц.-польск. “Красное знамя”; польск. “Варшавянка”; рус. “Вы жертвою пали”, “Смело, товарищи, в ногу!”. Под влиянием рус. пролетарского движения Р. п. возникли у др. народов России, вступивших на путь революц. борьбы в нач. 20 в., напр. песни узб. поэта и музыканта Хамзы “Мы рабочие”, “Эй, рабочий!”, “Да здравствуют Советы!”. Подъём революц.-освободит. движения в развивающихся странах вызвал к жизни новые Р. п., получившие широкую известность, напр. песня чил. комп. С. Ортеги “Мы победим” (“Venseremos”). Идейное содержание и стилистика Р. п. оказывали влияние на проф. музыку своей эпохи (Ф. Ж. Госсек, Л. Бетховен, Л. Керубини, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди). С рус. Р. п. связано творчество мастеров сов. массовой песни, хор. соч. А. А. Давиденко и М. В. Коваля, некоторые симфонии Д. Д. Шостаковича и Л. К. Книппера. Жанр Р. п. пронизывает творчество таких заруб. композиторов, как А. Буш, ( П. Дессау, Э. Майер и др. Значит. часть творч. наследия нем. комп. X. Эйслера, сотрудничавшего с Б. Брехтом, составляют песни и баллады революц. содержания.
Маркс К. “Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1983; Тьерсо Ж” Песни и празднества Франц. революции, пер. с франц., М., 1933; Друскин М. С., Рус. революц. песня, М., 1954; Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969; Дрейден С. Д., Музыка – революции, 3М., 1981. Е. М. Фраенова.

Р..

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

НАРОДНЫЕ ФИЛАРМОНИИ

НГАНАСАНСКАЯ МУЗЫКА

НЕГИДАЛЬСКАЯ МУЗЫКА

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОРЛАНСКИЙ-ТИТАРЕНКО

ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ПАПЕНДИК-ЭЙХЕНВАЛЬД

ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕРВАННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

РАКОХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕЗОНАНСОВЫЕ СТРУНЫ

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ

СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ МУЗЫКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАС

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЧЕХОСЛОВАКИИ МУЗЫКА

ШНИДЕР ФОН ВАРТЕНЗЕ

ЮЖНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА



Музыкальный словарь ver16