ПЁРСЕЛЛ


















ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659-95) – англ. композитор, органист, клавесинист. Учился композиции, игре на органе, клавесине и пению под рук. Г. Кука, будучи певчим Корол. капеллы; композицией занимался, вероятно, под рук. П. Хамфри, позднее – Дж. Блоу. С кон. 1670-х гг. придв. музыкант Стюартов. П. претворил в своих произв. лучшие традиции англ. Возрождения, совр. ему искусства, в т. ч. франц. и итал. оперы, а также нац. муз. фольклора и бытовой музыки. Мастерское владение гомофонным письмом, техникой генерал-баса П. сочетал с виртуозностью полифониста. Разнообразны как гармония его сочинений, включающая наряду с модальностью мажор и минор, хроматику, так и ритмика – то танцевально чёткая, то утончённо прихотливая. Мн. особенности стиля П. отчётливо проявились в его антемах, которые оказали влияние на соч. Г. Ф. Генделя. Муз.-сценич. произв. П. написаны на тексты мн. видных драматургов, в т. ч. Дж. Драндена, У. Давенанта и У. Конгрива. В опере “Дидона и Эней” – первом нац. произв. в этом жанре – претворены разл. традиции: итал. и франц. оперы, англ. муз. фольклора, англ. мадригала, а также инстр. стиля, выработанного П. в области кам. музыки. В интонац. сфере этого соч. П. передал особенности англ. речи. В “Дидоне и Энее” выдержан принцип антитезы, характерный для барочного театра: контрасты грубоватого юмора, гротеска и утончённой лирики, мрачной фантастики и скорбной патетики придали опере глубокий драматизм. П. писал также в жанре semi-opera, сочетающем черты оперы и театр. драмы: опера-маска с разговорными диалогами “Королева фей” (по комедии “Сон в летнюю ночь” Шекспира), в которой преобладает светлый колорит феерии. Воздействие нац. муз. фольклора и мадригальной традиции обнаруживается в одах, приветственных и др. песнях. В инстр. соч. П. развивает достижения У. Бёрда, Дж. Булла и др. англ. вёрджинелистов, а также итал. скр. школы 17 в. – С. Росси, Дж. Б. Витали и др. Свои мысли о технике композиции и об особенностях разл. стилей, соотношении музыки и слова П. изложил в предисловиях к “Королеве фей” и “Пророчице…” и к сб. “12 сонат на 3 партии…”, а также в собств. дополнении к “Введению в искусство музыки” Плейфорда (издал в 1694). Б. ч. произв. П. долгое время не исполнялась. В 1876 основано Об-во П., пропагандировавшее и публиковавшее его наследие. Большой вклад в возрождение интереса к П. внёс Б. Бриттен, издавший в собств. обработке песни П., оперу “Дидона и Эней” и написавший “Вариации и фугу на тему П.”. Оперы (пост. в Лондоне) – Дидона и Эней (1689), Пророчица… (1690), Король Артур (1691), Королева фей (1692; 2-я ред. 1693), Королева индейцев (1695), Буря (по “Буре” Шекспира, 1695); кам.-инстр. ансамбли; фантазии, сонаты, увертюры для струнных; соч. для духовых; пьесы для клавесина и для орг.; для хора – светские кантаты, антемы, псалмы, каноны; оды, приветственные песни, кэтчи, дуэты, песни; музыка к спектаклям драм. театра и др.
Конен В., Пёрселл и опера, М., 1978; Уэстреп Дж., Г. Пёрселл, пер. с англ., Л., 1980; Сummings W. H., H. Purcell, L., 1969; Sietz R., H. Purcell, Lpz., 1955; Hoist I., H. Purcell, L., 21963; Zimmermann F. В., H. Purcell. An analytical catalogue of his music, L.-N. Y., 1963; его же, H. Purcell…, L.-N. Y., 1967; Аrundell D., H. Purcell, L., 1970; Leganу D., Purcell, Bdpst, 1981.

П..

НЮСТРЁМ

ОБУХОВА

ОЖРАГИС

ОЙСТРАХ

ОКАРИНА

ОНЕГГЕР

ОРАНСАЙ

ОРБЕЛЯН

ОРГАНУМ

ОРКЕСТР

ОРМАНДИ

ОРОВЕЛЫ

ОРУДЖЕВ

ОРФЁНОВ

ОСМАНОВ

ОСТРЧИЛ

ОТТЕРЛО

ОТЫГРЫШ

ОФФИЦИЙ

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРИДИС

ПАРОДИЯ

ПАРТИТА

ПАССИОН

ПАТАРАГ

ПАТЕФОН

ПАХИМЕР

ПАЩЕНКО

ПЕДРЕЛЬ

ПЕКЕЛИС

ПЕЛИШЕК

ПЕНКЕЛЬ