ПУАНТИЛИЗМ


















ПУАНТИЛИЗМ (франц. pointillisme, от point – точка) – один из методов совр. композиции. Муз. ткань создаётся не из соединения мелодия, линий или аккордов, а из “точек”-звуков (также двузвучий, иногда – “точек” -аккордов), разъединённых паузами и (или) скачками: В. Денисов. “Изолированные точки в пространстве” (окончание пьесы). В аналитических целях выписан счёт времени. К П. не относятся гокет, темы, изложенные staccato (напр., в финале 3-й симф. Бетховена), где все звуки связаны одной линией развёртывания модального или тонального лада. Специфика П. – в оперировании фактором плотности (сгущением или разрежением ткани совместно с регистровыми, тембровыми, динамическими, темповыми и ритмич. параметрами звукового поля) как способом артикуляции формы. Родоначальником П. принято считать А. Веберна (напр., 2-я часть Вариаций ор. 27). Наибольшее распространение П. получил во 2-й пол. 20 в., в частности при сериализации ряда параметров (“Контрапункты” Штокхаузена, “Структуры” для 2 фп. Булеза; см. Сериальность). Ю. Н. Холопов.

П..

ПОДГОЛОСОК

ПОДКОВЫРОВ

ПОДЭЛЬСКИЙ

ПОКРОВСКИЙ

ПОЛИАККОРД

ПОЛИМЕТРИЯ

ПОЛИНЬСКИЙ

ПОЛИРИТМИЯ

ПОЛОВИНКИН

ПОП-МУЗЫКА

ПОРУМБЕСКУ

ПОСТНИКОВА

ПОСТРОЕНИЕ

ПРИМАДОННА

ПРИЧИТАНИЕ

ПРОВАТОРОВ

ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОВЕНЦАЛЕ

ПРОТОПОПОВ

ПУХАЛЬСКИЙ

ПУШЕЧНИКОВ

РIАNISSIМО

РАЗРАБОТКА

РАЗРЕШЕНИЕ

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РЕВУЭЛЬТАС

РЕЙЗЕНАУЭР

РЕЙНБЕРГЕР

РЕЙНГБАЛЬД

РЕНЕ-БАТОН

РЕПЕРКУССА

РЕЧМЕНСКИЙ

РИЧЧАРЕЛЛИ

РОRТАМЕNТО

РОГАЛЬСКИЙ

РОДЗИНСКИЙ

РОЖАВЁЛЬДИ

РОЖЕ-ДЮКАС