ПРОЛОГ (от греч. – вступление, Предисловие) – вступит. часть драм., оперного или балетного спектакля. Известный со времён античности, П. получил широкое распространение в опере 17-18 вв. Как и в антич. театре, он не был сюжетно связан с осн. действием, а представлял собой вступит. аллегории, сцену (П. к “Коронации Поппеи” Монтеверди). В муз. театре 19 в. П. становится частью действия (П. к “Борису Годунову”, “Фаусту”, “Паяцам”), иногда – самостоятельным произв. (опера “Золото Рейна” выполняет функцию П. в тетралогии “Кольцо нибелунга” Вагнера, опера “Боярыня Вера Шелога” – П. к опере “Псковитянка” Римского-Корсакова). В опере 20 в. П. встречается реже (“Любовь к трём апельсинам” Прокофьева, “Лулу” Берга, “Заключённый” Даллапикколы). |