ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА. П. м. имеет общие истоки с Испании музыкой, развивалась в постоянном взаимодействии с ней. В фольклоре преобладают песенные и песенно-танц. формы. Наиб. древние нар. песни – трудовые и календарные, в т. ч. рождественские (вильянсикуш; см. Вильянсико), новогодние (жанейраш), весенние (майяш), а также связанные с церк. праздниками (ромариаш). Нар. муз. инструменты: струнно-щипковые – виуэла (впоследствии виола и виолан), кавакинью; духовой – гайта (волынка); ударные – забумба (большой цилиндрич. барабан), тамбур (барабан меньшего размера), адуфе (квадратный бубен с 2 мембранами). Сельским танцам аккомпанируют небольшие инстр. ансамбли, в которые входят гитары, скрипки, тамбуры, иногда гайта и треугольник. Развитие проф. П. м. начинается с 12 в., после отделения Португалии от Кастилии и Леона. В 1290 в Лиссабоне создан университет, в котором преподавали и муз. предметы. 12-13 вв. – эпоха расцвета придв. искусства трубадуров, культивировавших эпич. песни (аналогичные испан. романсу) – трова, кансан, эндейша, шакара, серранилья. В 13-14 вв. в народе были популярны светские романсы, вилансико (испан. – вильянсико), сольная лирич. песня фаду, из танцев – рода, вила, вилан, позднее шакота (чакона) и фолия. В 15-16 вв. развивается муз. театр, один из создателей которого – Ж. Висенти; в его фарсах и ауто значит. место занимала музыка. В инстр. музыке складываются вариац. формы глос, диференсиас и полифонич. тъенто. Выдвинулись композиторы-виуэлисты Дон Педро (герцог Коимбрский), Ант. и Аф. да Силва, П. Ваш, виуэлист-виртуоз П. да Пена. Среди крупнейших полифонистов 15-16 вв.: Т. да Силва, Ж. ди Менезиш, М. Машаду ди Азеведу, Э. ди Павиа. Расцвет хор. полифонич. музыки 2-й пол. 16-17 вв. связан с деятельностью М. Мендиша, Д. Лобу, М. Кардозу, Ф. ди Магальяйниша. Инстр. музыку писали М. Коэлью да Кошта, органист Ф. Корреа ди Араужу, А. да Круш – автор одного из первых руководств по игре на скр. (1639) и соч. для неё. С кон. 17 в. до кон. 19 в. в Португалии господствовала итал. опера. В 1793 открылся корол. театр “Сан-Карлуш” в Лиссабоне. Крупнейшие португ. оперные композиторы 18 в. – Ф. А. д’Алмейда (автор первой в П. м. оперы “Терпение Сократа”, 1733), Ж. ди Соза Карвалью (12 опер), Д. Перес и М. А. Португал да Фонсека. Первые образцы нац. оперы, по жанру близкие к испан. сарсуэле, создали комп. А. Тейшейра и драматург А. Ж. да Силва (комич. опера “Войны Розмарина и Майорана”, 1737). Инстр. и культовую хор. музыку писали (наряду с операми) Ф. А. д’Алмейда, Ж. ди Соза Карвалью, а также Ж. А. К. Сейшас – церк. органист и рук. корол. капеллы, автор сонат и токкат для клавесина в нац. стиле. Эту традицию в нач. 19 в. продолжил Ж. Д. Бонтемпу – автор первых нац. симф. и кам.-инстр. соч., основатель Филармонич. общества в Лиссабоне (1822), первой т. н. Корол. конс. (1835; позднее – Нац. конс.). На протяжении 19 в. в П. м. преобладает оперный жанр (гл. предст. – А. Машаду, писал в стиле франц. лирич. оперы). Во 2-й пол. 19 в. активизируется конц. жизнь, создаются муз. общества и конц. организации: “Публичные концерты” (1860), Об-во классич. концертов (1874), Корол. академия любителей музыки (1884) в Лиссабоне; Филармония (1852), Об-во кам. музыки (1883), Об-во симф. концертов, хор “Орфеон” (1881) в Порту. В 1-й пол. 20 в. выдвигаются крупные композиторы, среди них: Ж. Виана да Мота (композитор, пианист и дирижёр, основоположник совр. нац. комп. школы), О. да Силва (лучшие соч. – в кам.-инстр.жанре), Л. М. Фрейташ Бранку (композитор имузыковед), Р. Коэлью (автор опер и симф. соч.), К. Карнейру (выделяются его балеты, орк. и кам. музыка). В нац. стиле написаны соч. И. Круша (“Лузитанские мотивы” для орк., симф. поэмы “Лиссабон” и “Коимбра”) и особенно Ф. Лопиша Грасы – ведущего предст. совр. П. м., прогрессивного обществ. деятеля. Среди композиторов 2-й пол. 20 в.: Э. Брага Сантуш, А. Касату, Ф. Пириш, Ж. Пешинью (двое последних – предст. муз. авангардизма в П. м.). В числе исполнителей 20 в.: певец Ф. д’Андради; пианисты Л. Мендиш, Ж. Секейра Кошта, А. Мареа, С. Кастнер (пианист и музыковед); скрипач А. Беттенкур. В Португалии работают (1988): оркестры – Нац. радиовещания, Филармонический, Нац. совета в Лиссабоне, Оркестр радио в Порту; Об-во португ. авторов и Ассоциация композиторов в Лиссабоне, общества хор. музыки, Об-во изящных искусств, “Муз. молодёжь Португалии”; Нац. конс. в Лиссабоне, Муниципальная конс. в Порту, Муз. академия в Коимбре.
Branco L. de Freitas, A musica em Portugal, Lisboa, 1929; Pinto A., Musica moderna Portuguese, Lisboa, 1930; Gallop R., Cantares do povo portugues…, Lisboa, 1937; Кastner M. S., Contribucion al estudio de la musica espaftola у portuguesa, Lisboa, 1941; Lopes Graca P., A musica portuguesa e os seus problemas, v. 1-2, [Porto], 1944, Coimbra, 1959; Branco J. de Freitas, Histdria da mihica portuguesa, Lisboa, [1959]; Stevenson R., Portuguese music and musicians abroad (to 1650), Lima-N. Y., 1966; Alegria J. А., О ensino e pratica da musica nas Ses de Portugal…, Lisboa, 1985. А. Ахундов.

П..

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА

КОРЕПАНОВ-КАМСКИЙ

КОРОЛЕВИЧ-ВАЙДОВА

КРЕОЛЬСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕЗГИНСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

МАВРИТАНИИ МУЗЫКА

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА

МАНСИЙСКАЯ МУЗЫКА

МИКОЛАЙ ИЗ РАДОМА

МОЛДАВСКАЯ МУЗЫКА

МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

НАВВАБ МИР МОХСУН

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СВАЗИЛЕНДА МУЗЫКА

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА



Музыкальный словарь ver16