ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ


















ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. – многочисленный и тональность) – комплексная тональная структура, части которой, взятые в отдельности, могли бы вне контекста считаться тональностями (см. Полигармония). Внешне П. выглядит как “наложение” одной тональности на другую. Для восприятия полиструктуры как П. необходимы отчетливые функциональные смены в субтональных слоях, а также их фактурное (регистровое, тембровое, пространственное) разобщение: Ф. Стравинский. “Петрушка”, 3-я картина. Явление П. возникает при совместном звучании, напр., двух оркестров (на массовом празднике), двух (или более) муз. рядов в наплыве киносцен и т. п. Ошибочно относить к П. полиаккорд, полиладовость и подобные полигармонич. образования на основе единого полиустоя (напр., сочетание субаккорда Des-dur и звукоряда h-c-d-e в фп. прелюдии “Ворота Альгамбры” Дебюсси не создаёт объединения двух простых тональностей Des-dur и C-dur, а образует сложную диссонантную тональность с устоем Des-As-f-ces’-[fes’]).
Паисов Ю. И., Политональность в творчестве сов. и заруб, композиторов XX в., М., 1977. Ю. Н. Холопов.

П..

МАЛЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ

МОНГОЛИИ МУЗЫКА

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

НГУЕН СУАН ХОАТ

НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА

НЕНЕЦКАЯ МУЗЫКА

НИВХСКАЯ МУЗЫКА

НОРВЕГИИ МУЗЫКА

ОПЕРА-СЕМИСЕРИА

ОРОКСКАЯ МУЗЫКА

ОРОЧСКАЯ МУЗЫКА

ПАРАГВАЯ МУЗЫКА

ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ

ПЕТЕРСОН-БЕРГЕР

ПИФАГОРОВ СТРОЙ

ПЛАГАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ

ПОЛНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОПОВИЧ-БАЙРЕЙТ

ПОХОРОННЫЙ МАРШ

ПРАЗДНИКИ ПЕСНИ

ПРОТИВОДВИЖЕНИЕ

ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ

ПРОХОДЯЩИЙ ЗВУК

ПРЯМОЕ ДВИЖЕНИЕ

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ

РАМОС ДЕ ПАРЕХА

РЕЮНЬОНА МУЗЫКА

РОГАЛЬ-ЛЕВИЦКИЙ

РОГОВОЙ ОРКЕСТР

РОДРИГИШ КОЭЛЬЮ

СААМСКАЯ МУЗЫКА

САЛОННАЯ МУЗЫКА

САУМЕЛЬ РОБРЕДО

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

СЕКАР-РОЖАНСКИЙ

СЕНЕГАЛА МУЗЫКА