ПОЛИРИТМИЯ


















ПОЛИРИТМИЯ (от греч. – многочисленный и ритм) – сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков, П. в широком смысле – объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе – четвертные, в другом – восьмые); противоположна моноритмии – ритмич. тождеству голосов. П. в узком смысле – сочетание ритмич. рисунков по вертикали, при котором в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмического деления – триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, также А. Веберна, композиторов 50-70-х гг. 20 в. Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия. Особый вид П. – полихронность (от греч. – многочисленный и xcovos – время), т. е. сочетание голосов с разл. единицами измерения времени. У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с разл. “пропорциями” в каждом голосе (“пропорциональный канон”, по Л. Файнингеру; см. Канон). Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц приводит к политемповости, т. е. одноврем. сочетанию голосов в разл. темпах (напр., в полифонич. соч. на cantus firmus): С. Бах. Хоральная прелюдия для органа “Nun freut euch, lieben Christen g’mein”. в широком и узком смыслах, полихронность и политемповость могут совмещаться: Н. Скрябин. 6-я соната для фортепьяно.
См. лит. при статье Ритм. В. Н. Холопова.

П..

ПЕНТАККОРД

ПЕРЕПЕЛИЦА

ПЕРКОВСКИЙ

ПЕРМУТАЦИЯ

ПЕРСИКЕТТИ

ПЕРСИМФАНС

ПЕТРАУСКАС

ПЕТРИНЕНКО

ПЕТРОВСКИЙ

ПЕТРУСЕНКО

ПЕЧКОВСКИЙ

ПЛОТНИКОВА

ПОДГОЛОСОК

ПОДКОВЫРОВ

ПОДЭЛЬСКИЙ

ПОКРОВСКИЙ

ПОЛИАККОРД

ПОЛИМЕТРИЯ

ПОЛИНЬСКИЙ

ПОЛОВИНКИН

ПОП-МУЗЫКА

ПОРУМБЕСКУ

ПОСТНИКОВА

ПОСТРОЕНИЕ

ПРИМАДОННА

ПРИЧИТАНИЕ

ПРОВАТОРОВ

ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОВЕНЦАЛЕ

ПРОТОПОПОВ

ПУАНТИЛИЗМ

ПУХАЛЬСКИЙ

ПУШЕЧНИКОВ

РIАNISSIМО

РАЗРАБОТКА

РАЗРЕШЕНИЕ

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РЕВУЭЛЬТАС