ПОЛИРИТМИЯ (от греч. – многочисленный и ритм) – сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков, П. в широком смысле – объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе – четвертные, в другом – восьмые); противоположна моноритмии – ритмич. тождеству голосов. П. в узком смысле – сочетание ритмич. рисунков по вертикали, при котором в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмического деления – триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, также А. Веберна, композиторов 50-70-х гг. 20 в. Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия. Особый вид П. – полихронность (от греч. – многочисленный и xcovos – время), т. е. сочетание голосов с разл. единицами измерения времени. У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с разл. “пропорциями” в каждом голосе (“пропорциональный канон”, по Л. Файнингеру; см. Канон). Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц приводит к политемповости, т. е. одноврем. сочетанию голосов в разл. темпах (напр., в полифонич. соч. на cantus firmus): С. Бах. Хоральная прелюдия для органа “Nun freut euch, lieben Christen g’mein”. в широком и узком смыслах, полихронность и политемповость могут совмещаться: Н. Скрябин. 6-я соната для фортепьяно. См. лит. при статье Ритм. В. Н. Холопова. |