ПЕНИЕ


















ПЕНИЕ, вокальное искусство, – исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певч. голоса идейно-образное содержание муз. произведения. Один из древнейших видов муз. искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса – дуэт, на три – трио, на четыре – квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инстр. аккомпанементом, но может осуществляться и без него -a cappella. Для проф. П. голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса). Осн. жанрами П. в классич. музыке являются оперное П., связанное с драм. действием, с театр. представлением, включающее все виды вок. искусства, и камерное – исполнение романсов, песен, гл. обр. соло или небольшими ансамблями. В оперетте, мюзикле и эстр. жанрах сосуществуют разл. стили П., включая т. и. бытовое П. непоставленным голосом (в нар. манере, говорком, в микрофон и др.). Существуют три осн. типа построения вок. мелодий и соответственно три манеры проф. П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П. – кантилена; декламационный стиль, где П. следует интонациям речи (речитативы, монологи); колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и расцвечивается украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги. Разл. нац. школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певч. звука. Нац. школа П. как исторически сложившееся стилистич. направление оформляется тогда, когда возникает нац. комп. школа, выдвигающая перед певцами определ. художественно-исполнит. требования. В нац. манере П. находят отражение исполнит. тгадиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности. Первой европ. школой П. была итальянская; она сложилась в нач. 17 в. (выделялась совершенной техникой бельканто и блестящими голосами). Вокальность итал. языка и удобство для голоса итал. мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итал. школа выработала классич. эталон звучания голоса. Высокое совершенство итал. певч. искусства оказало влияние на формирование и развитие др. нац. вок. школ: французской, отличит. особенность которой составляют декламац. элементы, происходящие от распевной декламации актёров франц. классицистской трагедии; немецкой, в своём развитии опиравшейся на нац. песенные традиции; самобытной, ведущей начало от манеры исполнения нар. песен, русской школы. Рус. вок. школа оформилась под влиянием художеств. требований искусства рус. композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнит. стиль её крупнейших предст. – О. А. Петрова, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. – характеризовался драм. мастерством, простотой, задушевностью и психологичностью исполнения. Традициям рус. вок. школы следует сов., вок. школа.
Львов М. Л., Из истории вок. искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вок. речи, Л., 1967;Назаренко И. К., Иск-во пения, 3М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вок. методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Д ж., Вок. параллели, пер. с итал., Л., 1972; Vеnnаrd W., Singing; the mechanism and the lechnic. N, Y., 1968. См. также лит. при ст. Голос. Л. Б. Дмитриев.

П..

ОРГАН

ОРЕЛЬ

ОРЛОВ

ОРТИС

ОТВЕТ

ОХМАН

ПАБСТ

ПАДЛУ

ПАЛЛИ

ПАЛЬМ

ПАРРА

ПАСТА

ПАТЕТ

ПАТТИ

ПАУЗА

ПАУЛС

ПАУЭР

ПЕЙКО

ПЕЛОГ

ПЕПУШ

ПЕРИШ

ПЕРЛЯ

ПЕСНЯ

ПЕТРИ

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОПОВ

ПОССЕ

ПОШЕТ

ПОШОН

ПОЭМА

ПРАЙС

ПРАУТ

ПРЕСС

ПРИМА