ПАВАНА (испан. и итал. pavana) – танец, распространённый в 16 в. в Европе. По одной из версий, П., или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя; по другой – танец испан. происхождения, наименование которого – от лат. pavo (павлин) – связано с торжеств. и горделивым характером танца. В нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев. Для П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Муз. размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со 2-й пол. 16 в. до кон. 17 в. П. существовала как самостоят. инстр. пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование. Павана для харпсихорда. Из издания П. Аттеньяна “Quatorze gaillardes, neuf pavanes” (1529). с быстрыми 3-дольными танцами – гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европ. музыке. Инстр. П. достигла расцвета в творчестве англ. верджинелистов. П. возродилась в 20 в. в творчестве М. Равеля (“Павана на смерть инфанты” для фп.), А. Берга (П. из оперы “Воццек”), Г. Форе, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Р. Воан-Уильямса; в сов. музыке – у К. Караева (П. из цикла симф. гравюр “Дон Кихот”), С. М. Слонимского (П. из оперы “Мария Стюарт”). Мiсhel A., Origin of gagliarda and the pavana, “Dance Observer”, 1946, v, 13. |