ПАВАНА


















ПАВАНА (испан. и итал. pavana) – танец, распространённый в 16 в. в Европе. По одной из версий, П., или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя; по другой – танец испан. происхождения, наименование которого – от лат. pavo (павлин) – связано с торжеств. и горделивым характером танца. В нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев. Для П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Муз. размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со 2-й пол. 16 в. до кон. 17 в. П. существовала как самостоят. инстр. пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование. Павана для харпсихорда. Из издания П. Аттеньяна “Quatorze gaillardes, neuf pavanes” (1529). с быстрыми 3-дольными танцами – гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европ. музыке. Инстр. П. достигла расцвета в творчестве англ. верджинелистов. П. возродилась в 20 в. в творчестве М. Равеля (“Павана на смерть инфанты” для фп.), А. Берга (П. из оперы “Воццек”), Г. Форе, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Р. Воан-Уильямса; в сов. музыке – у К. Караева (П. из цикла симф. гравюр “Дон Кихот”), С. М. Слонимского (П. из оперы “Мария Стюарт”).
Мiсhel A., Origin of gagliarda and the pavana, “Dance Observer”, 1946, v, 13.

П..

ОКТОЛЬ

ОКУНЕВ

ОЛЕНИН

ОЛЕНШИ

ОЛОНХО

ОЛЬСЕН

ОЛЬСОН

ОНЕГИН

ОННОРЕ

ОНСЛОВ

ОРЛОВА

ОРОЗОВ

ОРТЕГА

ОСИПОВ

ОСОКИН

ОСТЕРЦ

ОТЕСКУ

ОЧЕНАШ

ОЯКЯЭР

ПАВЛОВ

ПАКУЛЬ

ПАНГАР

ПАНИНА

ПАПАЯН

ПАРКЕР

ПАРТИЯ

ПАСПЬЕ

ПАССАЖ

ПАЧИНИ

ПЕДАЛЬ

ПЕЙПЕР

ПЕККЕР

ПЕРИОД

ПЕРОЗИ

ПЕТЕРС

ПЕТКОВ

ПЕТРОВ

ПИАТТИ

ПИГРОВ