ПАССАКАЛЬЯ





.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; испан. pasacalle, от испан. pasar – проходить и calle – улица) – песня, позднее танец испан. происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопр. гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда назв.). В 17 в. П. получила распространение во мн. европ. странах и, исчезнув из хореографич. практики, стала одним из ведущих жанров инстр. музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад, особенности композиции (одна из разновидностей полифонических вариаций на basso ostinato). Для П. типично первонач. одногол. изложение темы в басу (в этом её отличие от близкого ей жанра чаконы, где чаще встречается орнаментальное варьирование многогол. темы). Тема старинной П., как правило, развёрнутая, часто в форме предложения или периода, начинается с 3-й доли такта, опирается на устойчивые ступени лада, иногда хроматизированная: Куперен. Пассакалья h-moll. В 17-1-й пол. 18 вв. композиторы создавали П. как самостоят. пьесы (А. Резон, Д. Букстехуде и др.), а также включали их в произв. др. жанров: в оперу (“Коронация Поппеи” Монтеверди, “Дидона и Эней” Пёрселла, “Ацис и Галатея” Люлли), сюиту (Дж. Фрескобальди, Ф. Куперен), скр. концерт (А. Вивальди). Редкий пример П. на 4/4 – в клавирной сюите g-moll Генделя. Вершиной в развитии жанра является грандиозная П. и фуга c-moll для органа И. С. Баха. С. Бах. Пассакалья для органа. В 19 в. изредка встречаются произв., обладающие некоторыми признаками П. (“Двойник” Шуберта). В связи с возросшим интересом к полифонич. формам барокко жанр П. часто использовали композиторы 20 в.: С. И. Танеев (Largo из квинтета g-moll), А. Шёнберг (“Лунный Пьеро”), А. Берг (опера “Воццек”), А. Веберн (П. ор. 1 для орк.), П. Хиндемит (симф. “Гармония мира”, опера “Карцильяк”), а также М. Равель, М. Регер, И. Ф. Стравинский, Б. Бриттен. Особую роль жанр П. как носитель эпико-трагедийного начала играет в творчестве Д. Д. Шостаковича (опера “Катерина Измайлова”, 8-я симфония, 1-й концерт для скр. и орк. и др. соч.).
Бобровский В., Претворение жанра пассакальи в сонатно-симф. циклах Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, [в. П, М., 1962; Цуккерман В. А., Анализ муз. произв. Вариационная форма, 2М., 1987; Stein L., The passacaglia in the twentieth century, “ML”, 1959, v. 40, № 2; Sсhuler M., Zur Fruhgeschichte der Passacaglia, “Mf”, 1963, Bd 16, H. 2. М. Райгородский.

П..

НОСКОВСКИЙ

НУРПЕИСОВА

НЮРНБЕРГЕР

ОВЧИННИКОВ

ОЛЫМ-ШУВЫР

ОРКЕСТРИОН

ОСМОГЛАСИЕ

ОСТРОВСКИЙ

ОТКЛОНЕНИЕ

ОФФЕРТОРИЙ

ПАВЛОВСКАЯ

ПАВЧИНСКИЙ

ПАКЬЯРОТТИ

ПАЛЕСТРИНА

ПАЛИАШВИЛИ

ПАРАКАПЗУК

ПАРСАДАНЯН

ПАРХОМЕНКО

ПАСЕРБСКИЙ

ПАССАМЕЦЦО

ПАУЛАУСКАС

ПАХЕЛЬБЕЛЬ

ПАХУЛЬСКИЙ

ПЕНТАККОРД

ПЕРЕПЕЛИЦА

ПЕРКОВСКИЙ

ПЕРМУТАЦИЯ

ПЕРСИКЕТТИ

ПЕРСИМФАНС

ПЕТРАУСКАС

ПЕТРИНЕНКО

ПЕТРОВСКИЙ

ПЕТРУСЕНКО

ПЕЧКОВСКИЙ

ПЛОТНИКОВА

ПОДГОЛОСОК

ПОДКОВЫРОВ

ПОДЭЛЬСКИЙ

ПОКРОВСКИЙ



Музыкальный словарь ver16