ПАРОДИЯ (греч. – против, рядом и – песнь) – 1) муз. произведение, созданное на основе заимствованного многогол. материала. В отличие от аранжировки, П. – не простое приспособление к новому исполнит. составу, но творч. переработка первоисточника. П. ближе к первоисточнику, чем парафраза. Ранняя практика П. связана с вок. музыкой, хотя П. известны как в вок., так и в инстр. музыке 16-18 вв. (напр., переработки И. С. Бахом собств. сочинений). Одно из средств создания П.- новая подтекстовка определ. мелодии или целого произв. (т. н. контрафактура), обычно играющая подчинённую роль. Наиб. значимыми являются собств. муз. средства П. – изменение по сравнению с первоисточником количества голосов, типа фактуры, гармонии, ритмики, а также сокращения или вставки. Первонач. П. основывалась гл. обр. на технике cantus firmus: к одному заимствованному голосу (иногда одноврем. двум, трём) присочинялись остальные; позднее применялась сквозная имитация заимствованных мотивов. Принцип П. использовался в мессе (“пародийная месса”), шансон, мотете, вок. концерте и кантате и в др. жанрах. В результате пародирования могли изменяться характер музыки (светское соч. становилось духовным и наоборот) и стиль. 2) Комич. воспроизведение к.-л. индивидуального стиля, техники письма, жанровой системы, конкретного произведения. П. распространилась гл. обр. в 19 в., хотя пародирование встречалось и ранее – в фроттоле, шансон, вилланелле, канцонетте, мадригальной комедии, кводлибете. П. применялась также в опере, позднее в оперетте. Среди оперных П. выделяется “Опера нищего” Пепуша, положившая начало балладной опере; среди рус. опер-П. – “Вампука” (пост. 1909). В сфере кам. вок. музыки к П. обращался М. П. Мусоргский (“Классик”, “Раёк”). П. часто используется в музыке 20 в. Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985; Daniskas J., Een bijdrage tot de geschiedenis der parodietechniek, “Tijdschrift van de Vereninging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis”, 1948, bd 17, № 1. |