ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА. Нар. и совр. проф. музыка осетин (населяют Сев.-Осет. АССР в РСФСР и Юго-Осет. АО в Груз. ССР) наряду с единством черт имеет некоторые локальные особенности, объясняющиеся, в частности, диалектными языковыми различиями и многовековыми межнац. контактами с грузинами и народами Сев. Кавказа Древнейшие пласты нар. музыки связаны с языческими культами и обрядами (культ Уациллы, включающий ритуальный танец-песню “Цоппай”; цикл земледельч. праздников и др.). О древности муз. культуры осетин свидетельствуют и песни нартского эпоса (распространён и у др. кавказских народов). Среди муз. инструментов: дуада-станон, киссын-фандыр, дала-фандыр (струн. щипковый), уадындз (продольная открытая флейта), лалым уадындз (волынка), иорн кандаал фаыдыр (осет. клавишная гармоника), фидиуаг (рог), карцганаг (дерев. трещотка), гумсаг (архаич. 2-сторонний барабан). Гл. носители устной муз.-поэтич. традиции – певцы-сказители (кадаганаг). Крупнейший певец-сказитель 19 в. – Бибо Дзугутов (Слепой Бибо). Среди совр. предст. нар.-певч. традиции: А. Цопанов, Д. Таутиев, С. Цагараев, З. Бидеев, С. Мирзаганов. Распространены героические (2-гол. муж. песни, исполняемые без инстр. сопр. солистом и хором: унисонный басовый голос кырнын или ферсаг), трудовые, лирические, любовные, охотничьи и обрядовые песни. Меньше развиты жен. песенные жанры (колыбельные, некоторые виды трудовых и причитания). В совр. О. м. получил развитие новый стиль одиночной (муж. или жен.) песни с инстр. сопр. (обычно гармоники). Своеобразие ладовой системы О. м. связано с обогащением её диатонич. основы разного рода переменностью, а в хор. 2-голосии – с опорой на чистую кварту в качестве заключит. созвучия. В ритмике выделяются сочетания разл. синкопических фигур с триолями. Инстр. музыка цагд предназначена гл. обр. для сопр. танцев. Первые записи осет. нар. музыки сделаны в 1880-х гг. М. М. Ипполитовым-Ивановым Песня о Таймуразе Кадзырове. и С. И. Танеевым. Позднее муз. фольклор собирали Д. И. Аракишвили, Г. Г. Лобачёв, В. И. Долидзе, Т. Я. Кокойти и др. Особый вклад в эту область внёс Б. А. Галаев, записавший св. 700 нар. мелодий (“Осет. нар. песни”, М., 1964). В 1938 созданы ансамбли песни и танца Сев.-Осет. АССР и Юго-Осет. АО, в 1939- СК Сев.-Осет. АССР; в Орджоникидзе с 1944 работает симф. орк., в 1972 открыт Муз. театр. Формирование нац. комп. школы началось в 1920-е гг. с появлением обработок нар. песен П. Б. Мамулова и орк. пьес В. И. Долидзе. Вклад в развитие комп. творчества внесли Т. Я. Кокойти (опера “Нарт Сослан”, 1969; первая осет. симф., 1949; концерты), X. С. Плиев (опера “Коста”, 1960; оперетты; кантаты; хоры; песни), Н. А. Карницкая, А. С. Тотиев, Л. И. Кулиев, Е. А. Колесников, А. А. Полянич и др. Обществ. признание получили произв. Д. С. Хаханова (балеты “Ацамаз и Агунда”, 1962, “Хетаг”, 1963; 8 симф., 1960-84), И. Г. Габараева (оперы “Азау”, 1968, “Оллана”, 1972; произв. для симф. орк.; вок. циклы), Р. К. Цорионти (опера-балет “Поляна влюблённых”; оратории, полифонич. пьесы для фп.), А. Я. Кокойти (симф. “Юность”; симф. поэмы “Чермен” и “Коста”; рапсодия для скр. с орк. и др.), а также песни Б. Газданова, Е. Кулаева, Г. Н. Гуржибекова и др. Новые формы осмысления фольклора в соединении с совр. выразит. средствами нашли своё отражение в творчестве Ж. В. Плиевой, Л. X. Кануковой, Л. Т. Ефимцовой. Среди музыковедов: К. Г. Цхурбаева, З. X. Туаева, Л. Д. Левитская, П. Ф. Панасян, А. Ф. Сухарников. Среди исполнителей: певцы – Т. А. Тогоева, М.С. Католиева, Д. Н. Билаонова, А. В. Хасиева, Е. В. Кулаев,Ф. С. Суанов, Ю. А. Бацазов, В. К. Дзуцев; дирижёры – И. А. Аркин, П. А. Ядых. В Сев.-Осет. АССР работают (1988): филармония; ансамбль нар. танца “Алан”; муз. уч-ще (также в Юго-Осет. АО), муз. школы.
Цхурбаева К. Г., Муз. культура осетин, Орджоникидзе, 1957; её же, Нек-рые особенности осет. нар. музыки, Орджоникидзе, 1959; её же, Творчестве композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960; Галаев Б. А., Осет. нар. музыка, в кн.: Осет. вар. песни, М., 1964, с. 7-20; Магометов Л. X., Культура и быт осет. народа, Орджоникидзе, 1968, с. 533-66. М. А. Якубов.

О..

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА

КОРЕПАНОВ-КАМСКИЙ

КОРОЛЕВИЧ-ВАЙДОВА

КРЕОЛЬСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕЗГИНСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

МАВРИТАНИИ МУЗЫКА

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА

МАНСИЙСКАЯ МУЗЫКА

МИКОЛАЙ ИЗ РАДОМА

МОЛДАВСКАЯ МУЗЫКА

МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

НАВВАБ МИР МОХСУН

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СВАЗИЛЕНДА МУЗЫКА

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ



Музыкальный словарь ver16