ОРАТОРИЯ


















ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат. oratorium – молельня, лат. oro – говорю, молю) – крупное муз. сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драм. сюжет и предназначенное для конц. исполнения. О. зародилась практически одноврем. с оперой и кантатой и имеет нек-рое сходство с ними. В отличие от оперы в О. большее значение имеет не само действие, а рассказ о нём. По сравнению с кантатой О. крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом. Предшественники О. – литургическая драма, “страсти”, “священные представления”, дналогич. лауды. История О. начинается со “священной оперы” Э. де Кавальери “Представление о душе и теле” (1600), по существу являвшейся аллегорич. драмой; Кавальери опирался в ней на традицию мадригала и использовал флорентийскую монодию (1). В 17 в. в Италии развивались два вида О. – “простонародная” (volgare), рассчитанная на широкую публику, близкая по муз. стилистике ранним опере и кантате, и “латинская” (latino), к-рая была ориентирована на аристократич. аудиторию; один из её стилистич. истоков – мотет. О. предназначалась для одного или неск. солистов, ансамблей или хоров с инстр. сопровождением, Наиб. значительные О. в 1-й пол. 17 в. создали Дж. Кариссими (в т. ч. “Иевфай”, “Суд Соломона”), Д. и В. Маццокки, В. Грациани. Во 2-й пол. 17 – нач. 18 вв. соч. в жанре О. обычно назывались “componimento sacro”, “cantata musicale”, “dialogo”, “dramma sacro”, “drama tragicum”, “accademia spirituale”. Среди композиторов, писавших итал. О., – А. Страделла (“Иоанн Креститель”), А. Скарлатти, А. Кальдара, Г.Ф. Гендель. Осн. источники сюжетов- Библия, житийная литература. Преобладают героич. и мистически-отрешённые, аскeтич. образы (влияние идей контрреформации). Существовали также “эротические” О. Для О. этого времени типична 2-частная структура. Повествоват. разделы в О. обычно назывались “testo”, “textus”, “poeta”, “storico”, “historicus”. До 80-х гг. 17 в. преобладали арии в сопр. basso continue, репризные формы встречались редко; с 1680-х гг. в О. возросла роль оркестра, арии с орк. сопровождением писались в форме dа capo, стиль О. в целом приблизился к оперному. Предшественники О. в протестантской Германии – historia, actus musicus, священная драма, диалог и священная опера. Нем. О. испытала сильнейшее воздействие итал. музыки. Вершинные образцы нем. О. – “История Рождества”, “История Воскресения”, “Семь слов” Шютца. Ораториальные диалоги и сцены представлены также в творчестве С. Шейдта, И. Г. Шейна, А. Хаммершмидта, И. Г. Але, К. Бернхарда, Д. Букстехуде. Понятие “О.” в лютеранском богослужении стало относительно общепринятым только в нач. 18 в., истолковывалось свободно (“Рождественская оратория” Баха – цикл из 6 церк. кантат); О. сближалась и с др. жанрами (ораториальные пассивны Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Ф. Телемана). Англ. О. основывалась на традициях маски, антема, франц. классицистской драмы, итал. оперы-сериа. К высшим достижениям принадлежат оратории Генделя (“Саул”, “Израиль в Египте”, “Мессия”, “Самсон” и др.), отличающиеся исключит. широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. У Генделя вырабатывается масштабная 3-частная структура О. Генделеаские О. оказали заметное воздействие на произв. и. Гайдна (его оратории “Сотворение мира” и “Времена года” также являются вершинами в развитии жанра). К жанру О. обращались В. А. Моцарт и Л. Бетховен. В творчестве франц. композиторов О. встречается очень редко (М. А. Шарпантм, Ж. Б. Люлли). В 19 в. О. отходит на второй план: в ней утрачиваются героика и монументальность, преобладает лирич. образный строй (“Легенда о святой Елизавете”, “Христос” Листа, оратории Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Жанр О. возрождается в творчестве мн. композиторов 20 в. Характерно сближение О. с др. жанрами: оперой (“Царь Эдип” Стравинского, “Царь Давид” Онеггер”), антич. драмой (Э, Элгар, К. Орф), мистерией (“Жанна д’Арк на костре” Онеггера). Среди О. 2-й пол. 20 в. выделяются “Dies irae” Пендерецкого (1967), “Плот “Медузы”” Хенце (1968). В рус. музыке О. представлена единичными произв. (“Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы” Дегтярёва, “Потерянный рай” и “Вавилонское столпотворение” А. Г. Рубинштейна). Оратори-альность присуща многим рус. операм 19-20 вв. (отд. сцены и акты “Руслана и Людмилы”, “Князя Игоря”, “Сказания о невидимом граде Китеже…”). В О. сов. композиторов получила воплощение гражданственная, историко-революц. тематика. Среди композиторов, обращавшихся к О.: Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке. Образуются новые жанровые подвиды: в некоторые О. вводится партия чтеца (“Поэтория” Щедрина предусматривает участие в её исполнении поэта – А. А. Вознесенского). О. сближается с кантатой, оперой, симфонией (3-я и 13-я симфонии Шостаковича).
Хохловхина А., Сов. оратория и кантата, М.. 1955: Ширинян Р.. Оратория и кантата, М., 1960; Браилонский М. М., Оратории в творчестве заруб. композиторов (XVII – XIX вв.). Л., 1973; Розенов Э. К.. Очерк истории оратории, в его кн.: Статьи о музыке. М.. 1982; Wangemann О., Geschichtе dеs Oratoriums von den ersten Anfangen his zur Gegenwart, Heilbronn, 1881: Schering A., Geschichte des Oratoriums. Lpz.. 1911: Pasquetti G.. L’Oratorio musicale in Italia, Firenze. 1914.

О..

НЕКРАСОВ

НЕРСЕСЯН

НЕСТЕРОВ

НИКОЛАЕВ

НОВЕМОЛЬ

НОВИКОВА

НОТТЕБОМ

ОБЕРТОНЫ

ОБЕЧАЙКА

ОВLIGАТО

ОВАНИСЯН

ОГАНЕСЯН

ОГНИВЦЕВ

ОГОЛЕВЕЦ

ОГОМБАЕВ

ОЗОЛИНЬШ

ОКУДЖАВА

ОПЕРЕТТА

ОРАНСКИЙ

ОРФЕРИОН

ОСТИНАТО

ОСТРЕЦОВ

ОФИКЛЕИД

ОФФЕНБАХ

ОХАНЕСЯН

ПАВЕРМАН

ПАВЛИШИН

ПАГАНИНИ

ПАДОВАНО

ПАЛАНТАЙ

ПАЛМГРЕН

ПАНИЦКИЙ

ПАНТЮКОВ

ПАРРЕНЕН

ПАРФЁНОВ

ПАСТИЧЧО

ПАСХАЛОВ

ПАСЫНКОВ

ПАЧКОРИЯ