ОПЕРЕТТА


















ОПЕРЕТТА (итал. operetta, уменьшит. от opera, букв. – малая опера) – один из видов муз. театра, сочетающий вок. и инстр. музыку, танец, балет, элементы эстр. искусства. Основу муз. драматургии О. обычно составляют куплетная песня и танец. Как правило, кульминация каждой сцены связана с популярным в данное время и в данной стране танцем, нередко определяющим собой всю муз. атмосферу спектакля. Хотя в О. используются типичные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, хор), они обычно более просты и выдержаны в песснно-танц. характере. Муз.-вок. и хореографич. номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произв., музыка несет смысловую нагрузку. Это отличает О. от водевиля и др. разновидностей муз. комедии и драмы, где музыка выполняет вспомогат. роль. До сер. 19 в. термин “О.” обозначал небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции муз.-комедийных спектаклей, eе предшественники – комическая опера, оперные пародии, франц. водевиль, австр. и нем. зингшпиль. Как самостоят. жанр О. сложилась в 1850-е гг. во Франции. В 1860-е гг. появилась австрийская (венская), в 1870-е гг.- английская, в 1880-е гг. – амер. О. Во Франции получил развитие преим. пародийный тип О. – в творчестве Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха; последний поднял театр. пародию на уровень острой социальной сатиры (“Орфей в аду”, 1858). Ироническая злободневная О, создана в 70-90-е гг. 19 в. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й пол. 19 в. во Франции Оффенбах, Эрве, Ш. Лекок, Р. Планкет, Э. Одран и в Австрии И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Миллёкер, К. Целлер отказываются от пародии и создают произв. на бытовые, лирико-романтич. сюжеты. На рубеже 19-20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, во Франции – с фарсовым театром, став чисто развлекат. зрелищем. В австрийской т. н. новой О., в к-рую Ф. Легар и особенно И. Кальман ввели венг. мелодии, в нач. 20 в. наступил период нового подъёма и междунар. признания. Композиторы этого направления создали О.-мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). В 1920-30-е гг. в венской О. стали преобладать развлекательные музыкальные фарсы, появились театральные штампы. Начиная с 1920-х гг. в О. США утвердился новый вид музыкального театра – мюзикл, успехи которого связаны с творчеством Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна. Рус. дореволюц. театр О. (первый спектакль в 1868) по существу не имел нац. репертуара. Начало сов. О. положено в сер. 1920-х гг. комп. И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьёв-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т.Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер, В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. с сов. массовой песней. Обращались к О. и мастера сов. симф., оперной музыки – В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Многообразные традиции нар. муз.-комедийного театра получили развитие в О. композиторов нац. республик СССР, среди которых: А. С. Айвазян, А. П. Рябов, Р. Гаджиев, Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе, А. Жилинскис, Э. Арро, Л. Нормет, Б. Кырвер, Дж. X. Файзи.
Янковский М., Оперетта, Л. -М., 1937; его же. Сов. театр оперетты, Л.-М., 1962; его же, Иск-во оперетты. М.. 1982; Орелович А.. Что такое оперетта. М.-Л., 1966; Трау6ерг Л” Жак Оффенбах и другие, М., 1987. А. А. Орелович.

О..

НАСЫРОВА

НАТАНСОН

НЕКРАСОВ

НЕРСЕСЯН

НЕСТЕРОВ

НИКОЛАЕВ

НОВЕМОЛЬ

НОВИКОВА

НОТТЕБОМ

ОБЕРТОНЫ

ОБЕЧАЙКА

ОВLIGАТО

ОВАНИСЯН

ОГАНЕСЯН

ОГНИВЦЕВ

ОГОЛЕВЕЦ

ОГОМБАЕВ

ОЗОЛИНЬШ

ОКУДЖАВА

ОРАНСКИЙ

ОРАТОРИЯ

ОРФЕРИОН

ОСТИНАТО

ОСТРЕЦОВ

ОФИКЛЕИД

ОФФЕНБАХ

ОХАНЕСЯН

ПАВЕРМАН

ПАВЛИШИН

ПАГАНИНИ

ПАДОВАНО

ПАЛАНТАЙ

ПАЛМГРЕН

ПАНИЦКИЙ

ПАНТЮКОВ

ПАРРЕНЕН

ПАРФЁНОВ

ПАСТИЧЧО

ПАСХАЛОВ