ОПЕРА-КОМИК





.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ОПЕРА-КОМИК (франц. opera comique – комич. опера) – франц. разновидность комической оперы. Корни этого жанра – в парижских балаганных ярмарочных представлениях 17 в., которые отличались комедийностью, нередко остросатирич. социальной направленностью: в них высмеивались нравы и обычаи аристократии и дворянства, пародировались придв. оперные спектакли. В ярмарочные комедии включались популярные куплетные песенки гор. фольклора, т. н. водевили (перетекстовывались сообразно содержанию пьесы). Со временем повысился лит.-художеств. уровень балаганных представлений (одним из авторов пьес стал писатель-сатирик А. Р. Лесаж). возросла роль муз. оформления, к созданию спектаклей привлекались проф. композиторы, в т. ч. Ж. Ф. Рамо; К. Жилье, Ж. Муре (они писали для ярмарки дивертисментные и интермедийные инстр. и вок. номера – ариетты). Ярмарочные комедии, пародирующие лирическую трагедию, получили (ок. 1715) назв. “О.-к.”. С 1740-х гг. обогащению и углублению её содержания способствовал литератор и театр. деятель Ш. С. Фавар. Ярмарочная О.-к., пользовавшаяся большим успехом в бурж.-демократич. кругах, удачно конкурировала с оперными спектаклями придв. театра. Гастроли итал. оперной труппы в Париже (1752), познакомившие французов с one рани-буффа Дж. Б. Перголези и др. композиторов, способствовали становлению О.-к. как самостоят. муз.-театр. жанра. Восприняв от оперы-буффа ведущую драматургич. роль музыки и развёрнутые оперные формы, О.-к. сохранила свойственные ярмарочной муз. комедии разговорный диалог, опору на франц. нар.-песенные и танц. жанры, социальную заострённость. -к. формировалась в двух осн. разновидностях: комедийно-бытовая с морализующим оттенком и сентиментально-патетическая. Комп. Э.Р. Дуни, Ф. А. Филидор, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри и др., работавшие в жанре О.-к. совм. с либреттистами Ш. С. Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном, создали яркие образцы нац. комич. оперы. Во 2-й пол. 18 в. О.-к. стала ведущим жанром во франц. муз.-театр. искусстве. На её основе в кон. 18 в. складывается “опера спасения”, в 50-х гг. 19 в. – оперетта и лирическая опера. В годы Первой империи и Реставрации Бурбонов О.-к. становится поверхностно-развлекательной (Н. Изуар). Возрождение жанра связано с творчеством А. Буальдьё (“Белая дама”, 1825) и Ф. Герольда (“Цампа”, 1831К которые придали О.-к. романтич. черты и тем осовременили, расширили содержание и выразит. приёмы (местный колорит, элементы фантастики, тембровое обогащение оркестра, введение романтич. вок. баллады). Д. Ф. Э. Обер вернул О.-к. злободневность сюжетов, воплощая их в увлекательном комедийном, полном остроумия, изящества и эффектных контрастов муэ.-сценич. действии (“Фра-Дьяволо”, 1830: “Чёрное домино”, 1837). Во 2-й пол. 19 в. О.-к., сохраняя лишь внешние признаки жанра (разговорный диалог как осн. типологич. черта), перестаёт быть комедийной, допускает самые разл. концепционные, в т. ч. и остродраматические, решения (“Кармен” Бизе, 1875).
Ля Лоранси де Л., Франц. комич. опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Брянцева В. Н., Франц. комич. опера XVIII в.. М., 1985. См. также лит. при статье Опера. Е. Ф. Бронфин.

О..

МАЧАВАРИАНИ

МЕДУШЕВСКИЙ

МЕЛЬЧЕВСКИЙ

МЕРЖВИНСКИЙ

МИЛЬДЕНБУРГ

МИЛЬЧЕВСКИЙ

МИННЕЗИНГЕР

МИНЬКОВСКИЙ

МОГИЛЕВСКИЙ

МОДАЛЬНОСТЬ

МУЗАЛЕВСКИЙ

МУЛЛОКАНДОВ

МУХАРИНСКАЯ

НЕЧЕПОРЕНКО

НОТНЫЙ СТАН

ОГОРОДНИКОВ

ОДНОГОЛОСИЕ

ОПЕРА-БАЛЕТ

ОПЕРА-БУФФА

ОПЕРА-СЕРИА

ОРДЕЛОВСКИС

ОРЛОВ-ШУЗЬМ

ОРНАМЕНТИКА

ПАДЕРЕВСКИЙ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРЦХАЛАДЗЕ

ПАУМГАРТНЕР

ПЕВЧИЙ ДЬЯК

ПЕДАЛИЗАЦИЯ

ПЕНДЕРЕЦКИЙ

ПЕНТАТОНИКА

ПЕРЕДУВАНИЕ

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕПЕЛИЦЫН

ПЕРУ МУЗЫКА

ПИФАГОРЕЙЦЫ

ПОДБОРОДНИК

ПОДГОРЕЦКИЙ

ПОЛОМАРЕНКО



Музыкальный словарь ver16