ОДНОГОЛОСИЕ


















ОДНОГОЛОСИЕ – принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодич. линией и противоположный многоголосию. Возможности О. обусловлены выразительностью мелодич. рис ‘Нка; горизонтальное измерение господствует, но не исключает вертикальное. Обычен монодич. склад музыкальный; скрытое в О. многоголосие может иметь черты полифонич. или гомофонно-гармонич. склада. О. распространено в нар. музыке. С периода О. начинаются все проф. муз. культуры (григорианское пение, знаменный распев и др. виды монодии); некоторые из них (преим. восточные, напр. макам, рага) исчерпывают себя в высокоразвитом О. В классич. европ. музыке О. применяется в сольных произв. для струнных, духовых инстр., в традиц. вок. жанрах (Песня Хозе из оперы “Кармен”), как оттеняющее средство в многогол. музыке (начало репризы 1-й части сонаты для фп. № 17 Бетховена), в стилизациях (соло Дьяка в 3-й сцене 2-го д. оперы “Ночь перед Рождеством”).
См. лит. при ст. Мелодия. Монодия.

О..

МАЛИНОВСКАЯ

МАМИСАШВИЛИ

МАСЛЕННИКОВ

МАЧАВАРИАНИ

МЕДУШЕВСКИЙ

МЕЛЬЧЕВСКИЙ

МЕРЖВИНСКИЙ

МИЛЬДЕНБУРГ

МИЛЬЧЕВСКИЙ

МИННЕЗИНГЕР

МИНЬКОВСКИЙ

МОГИЛЕВСКИЙ

МОДАЛЬНОСТЬ

МУЗАЛЕВСКИЙ

МУЛЛОКАНДОВ

МУХАРИНСКАЯ

НЕЧЕПОРЕНКО

НОТНЫЙ СТАН

ОГОРОДНИКОВ

ОПЕРА-БАЛЕТ

ОПЕРА-БУФФА

ОПЕРА-КОМИК

ОПЕРА-СЕРИА

ОРДЕЛОВСКИС

ОРЛОВ-ШУЗЬМ

ОРНАМЕНТИКА

ПАДЕРЕВСКИЙ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРЦХАЛАДЗЕ

ПАУМГАРТНЕР

ПЕВЧИЙ ДЬЯК

ПЕДАЛИЗАЦИЯ

ПЕНДЕРЕЦКИЙ

ПЕНТАТОНИКА

ПЕРЕДУВАНИЕ

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕПЕЛИЦЫН

ПЕРУ МУЗЫКА

ПИФАГОРЕЙЦЫ