НУБА


















НУБА (букв. – ряд, очередь, последовательность) – вок.-инстр. композиция т. н. андалусской традиции в араб. музыке. Классяч. Н. предшествовала сложившаяся в 9 в. в Багдаде своеобразная последовательность пьес или песен, каждую из которых исполнял перед халифом определ. музыкант или певец. Распространилась на Ю. Пиренейского п-ова, с 13 в. – в странах Магриба. Н. получила своё классич. выражение как развёрнутая вок.-инстр. циклич. композиция, основанная на принципе макама. Каждая Н. (ср.-век. муз. теоретик Зирьяб установил 24 Н.) включает инстр. пьесы со свободной ритмикой (напр., увертюры истифтах, мчалия) и основанные на определ. ритмоформулах (такие части, как тушийя, мсаддар), а также вок. разделы (сольные н хор.) – обычно в жанре мувашшах (текст осн. на классич. араб. просодии аруза). Для Н. характерно ускорение темпа к концу произв. Исполняют Н. певцы, хор (унисонный), инстр. ансамбль из традиц. инструментов (уд, канун, най, ребаб, тар, дарабукка и др.). В совр. муз. практике различают стили Н.: тунисский – малуф (считается, что он продолжает традиции ср.-век. Севильи), алжирский – сана (близок стилю Кордовы) и марокканский – гирнати (сохраняет особенности нуб Гренады и Баленсии). Из 24 Н. ныне сохранились: в Алжире 15, в Марокко 11, в Тунисе 13, в Ливии 9. В 20 в. появилось неск. вновь написанных Н. В. Русанова.

Н..

МИЛА

МИНХ

МИЧА

МИШО

МОЛМ

МОНН

МОТА

МУДИ

МУХА

МЮНШ

МЯГИ

НАШЕ

НЕВЁ

НЕТЛ

НЕФЕ

НОЛЬ

НОНА

НОНО

НОТА

НЯГА

ОБЕР

ОБРИ

ОЛАХ

ОЛЕН

ОРUS

ОРДО

ОРИК

ПАНН

ПАРЕ

ПАЭР

ПЕАН

ПЕЙН

ПЕРИ

ПИАФ

ПИПА

ПИРС

ПОЛО

ПОЛЬ

ПОНС