НОТОПЕЧАТАНИЕ


















НОТОПЕЧАТАНИЕ – полиграфия, размножение нотных текстов. Н. пришло на смену переписыванию нот от руки. Старейшие способы Н. – печатание с наборных литер и с форм, гравированных на дереве (ксилография). В 149S в Италии О. Петруччи ввёл способ печатания мензуральной нотации с набора; сначала печатались линии, затем на них наносились ромбовидные нотные знаки. В 1528 П. Аттеньян во Франции применил изобретённые, вероятно, П. Отеком литеры, на каждой из которых был нотный знак и отрезок нотного стана. В сер. 18 в. в Германии И. Брайткопф изобрёл подвижной нотный шрифт, каждый знак которого составлялся из 3 разборных частей. Это дало возможность печатать сложные по фактуре произведения. Одноврем. с усовершенствованием наборного способа Н. развивался и способ гравирования нот. На смену деревянной гравюре пришла углублённая гравюра на меди. В 1720-х гг. в Англии применено гравирование на досках из сплава олова и свинца. С 1800 этот способ получил всеобщее признание. В 19 в. распространился литографский способ печатания тиражей нотных издании. Первые опыты Н. в России относятся к сер. 17 а. В 1652 на моск. Печатном дворе Ф. Иванову было поручено завести “знаменное печатное дело”, т. е. печатание крюков. Первые ноты, напечатанные с гравиров. медных досок, изданы в России в 1730. В 1766 С. И. Бышковским разработан способ наборного воспроизведения нот. Ныне существуют разл. способы изготовления печатных форм для К.: гравирование на свинцовых досках, набор спец. знаками, фотомеханич. способы репродукции.
Юргенеон Б. П., Очерки истории нотопечатания, М.. 1928; Вольман Б., Рус. печатные ноты XVIII в., Л., 1957; Кунин М. Е., Нотопечатание. Очерки. М., 1966.

Н..

ЛЕСОТО МУЗЫКА

ЛИВАНА МУЗЫКА

ЛИДИЙСКИЙ ЛАД

МАЛЦУЖИНЬСКИЙ

МАРДЖАНИШВИЛИ

МГАЛОБЛИШВИЛИ

МЕSSА DI VOCE

МЕЙСТЕРЗИНГЕР

МЕРСИ-АРЖАНТО

МЕЦЦО-СОПРАНО

МОНТЕГЮ-НАТАН

МУЗЫКА ФИЛЬМА

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

МУСУЛМАНКУЛОВ

НЕМЕНОВА-ЛУНЦ

НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕПАЛА МУЗЫКА

НИГЕРА МУЗЫКА

НОТНОЕ ПИСЬМО

НУРМУ-ЛЁВБЕРГ

ПАДРЕ МАРТИНИ

ПОЛИЛАДОВОСТЬ

ПОЛЬШИ МУЗЫКА

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ

ПУРАНДАРАДАСА

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РИМСКАЯ ОПЕРА

РИМСКАЯ ШКОЛА

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУАНДЫ МУЗЫКА

РУИС ЭСПАДЕРО

САNТUS FIRMUS

САNТUS PLANUS

САНЧЕС ФЕРРЕР

СЕРВАЧИНЬСКИЙ

СКРОВАЧЕВСКИЙ

СЛОЖНЫЕ ТАКТЫ

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ

СОЛЛЕРТИНСКИЙ