НЕВМЫ


















НЕВМЫ (ср.-век. лат., ед. ч. пеигла, от греч. – дыхание) – 1) знаки нотации (первонач. безлинейной), применявшиеся в Европе в ср. века и позднее для записи церк. музыки. Н. произошли, предположительно, от обозначений греч. речевых акцентов, знаков пунктуации или хейрономии. Н. служили певцам напоминанием уже известных напевов, фиксировали общие контуры движения мелодии. Сходные с невоенной системы нотации существовали в древних культурах Египта, Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении (см. Хазы) и др. Первые памятники зап.-европ. невменной нотации датируются 9 в. Её осн. разновидности – санкт-галленская, аквитанская, лотарингская (мецская), беневентанская, мозарабская, англосаксонская. Н. могут быть классифицированы по количеству знаков в одном начертании и способу исполнения: простые, составные (из двух или неск. простых), ликвесцентные (для облегчения исполнения артикуляционно-трудных слов), орнаментальные (см. таблицу). В 10 ц. появились буквенные знаки – аббревиатуры определ. слов, уточняющие мелодич., ритмич. и темповые особенности пения. Наиб. употребительны: а (от allius – выше), с (от cilo или celeriler – быстро), е (от equaliter – так же). С введением нотных линий невменная нотация уступила место квадратной нотации и готической нотации. Различают 3 типа виэант. невменной нотации: раннсвизантийская, или палеовизантийская (10-12 вв.); средневизантийская (12 -15 вв.); поздневизантийская, или “кукузелевская” (15 – нач. 19 вв.). Последние 2 типа фиксировали интервалы между звуками мелодии (без дифференциации на большие и малые); поэтому некоторые исследователи не считают эти системы записи собственно невменными. На принцип невменной записи опирались в Др. Руси крюковое (знаменное) письмо (см. Крюки) и кондакарная нотация. 2) В ср.-век. теории музыки Н. назывались: один звук (simplex phtongus, id est sonus); нераспетая (силлабич.) мелодия (cantus syllaba); целое песнопение (totus cantus); бытовавшие в 9-16 вв. мелодич. формулы, которые распевались на последнюю гласную текста антифона или респонсория, причём каждый церк. лад располагал своей группой версий Н.
Карцовник В. Г., О невменной нотации раннего средневековья. В сб.: Эволюционные процессы муз. мышления. Л., 1986; Fleisсher О., Neumen-Studien, Tl 1-3, Lpz. – В.. 1895-1904; Wagner P. J., Einfuhrung in die Cregorianischen Mclodien, Bd 2 – Neumenkunde. “Hildesheim – Wiesbaden, 1962; Cardine E., Semiologia gregoriana. Roma, 1968; Floros C., Universale Ncumenkunde, Bd 1-3, Kas.. 1970: Huglo M., Les lonaires. Invenlaire, analyse, comporaison. P., 1971; Srablein В., Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3, Lfg 4); Corbin S., Die Neumen, Koln, 1977; Hucke H., Die Cheironomie und die Entslehung der Neumenschrifl, “Mf”, 1979, Jahrg. 32, № 1; Treitler L., The early history of music writing in the West, “JAMS., 1982, v. 35. № 2; его же, Reading and singing: on the genesis of occidental musicwriting, “Early music history”, 1984, v. 4. См. также лит. при ст. Нотация. И. Г. Лебедева.

Н..

МОРЛИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

НАБАТ

НАКРЫ

НАПЕВ

НЕ ЭР

НЕМЕН

НИКИШ

НИМАН

НИЦШЕ

НИЯЗИ

НОВАК

НОДЕН

НОМЕР

НОНЕТ

НОСОВ

НУГЕС

НУРРИ

НЮАНС

ОГДОН

ОДРАН

ОКЛЕР

ОКТЕТ

ОПЕРА

ОРВИД

ОРГАН