НАКЛОНЕНИЕ


















НАКЛОНЕНИЕ – качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur-moll, см. Мажор, Минор): интонация б. терции (мажорной) направлена вверх. малой (минорной) – вниз. Генетически понятие Н. пересекается с понятием рода (лат. genus, итал. genere, франц. genre, нем. Gеschlecht – род, пол). Противоположность понятий dur н moll последовательно распространялась на роды интервальные (“твёрдый” диатон и “мягкая” хрома), виды секунд (“твёрдый” тон н “мягкий” полутон), терций (“твёрдая” б. терция и “мягкая” м. терция), гексахордов. С 17 в. dur и moll стали характеристиками Н. лада и консонирующего трезвучия в зависимости от вида лежащей в его основе терции (с кон. 17 в. – обозначения ладотональности в совр. смысле: C-dur, a-moll). Первая науч. теория Н. (мажора и минора) предложена Дж. Царлино (1558); диалектич. отношение мажора и минора раскрыл М. Гауптмам (“Die Natur der Harmonik und der Metrik”. Lpz., 1853). H. Xолопов.

Н..

МЕТАСТАЗИО

МИНЖИЛКИЕВ

МИРЗА-ЗАДЕ

МИТРОПУЛОС

МИХАИЛИДИС

МИХНОВСКИЙ

МЛЫНАРСКИЙ

МНОГОЛЕТИЕ

МОНДОНВИЛЬ

МОНТАНЬЯНА

МОНТЕВЕРДИ

МОСКВИТИНА

МОШКОВСКИЙ

МРАВИНСКИЙ

МУСОРГСКИЙ

МЫСЛИВЕЧЕК

МЮЗИК-ХОЛЛ

МЯСКОВСКИЙ

НАВАСАРДЯН

НЕМЕШШАНЬИ

НЕПОМУСЕНУ

НЕСТЕРЕНКО

НИДЕРМЕЙЕР

НИКОЛОВСКИ

НИКОЛЬСКИЙ

НОВЕЛЛЕТТА

НОСКОВСКИЙ

НУРПЕИСОВА

НЮРНБЕРГЕР

ОВЧИННИКОВ

ОЛЫМ-ШУВЫР

ОРКЕСТРИОН

ОСМОГЛАСИЕ

ОСТРОВСКИЙ

ОТКЛОНЕНИЕ

ОФФЕРТОРИЙ

ПАВЛОВСКАЯ

ПАВЧИНСКИЙ

ПАКЬЯРОТТИ