МУКАМ – разновидность практики музицирования, распространённой у народов Бл. и Ср. Востока (см. Макам). 1) В уйгур. музыке М. – циклич. вок.-инстр. форма с включением танца. М. распространён в ряде р-нов СССР, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном р-не КНР. М. обнаруживают сходство с узб. и тадж. макомами (аналогично шашмакому организованы в циклы из 12 М.). Различают 2 осн. региональные разновидности М.- кашгарские (на их основе развились циклы илииских и хотанских М., последние не сохранились) и доланские. Кашгарский М. состоит обычно из 3 частей: “Чон нагмэ”, “Дэстан нагмэ”, “Мэшрэп нагмэ” (танц. часть), иногда им предпослана импровизац. “прелюдия” (без усуля) “Мукамбеши”. Эти части в свою очередь членятся на более мелкие вок.-инстр. разделы и их инстр. варианты – маргулы. Даланский М. (известен лишь один) состоит из 5 частей: “Мукам-биши”, “Чакма”, “Санам”, “Салика”, “Саларман”. В цикле из 12 М. (“Рак”, “Чоббият”, “Мушаврак”, “Чаригах”, “Панджигах”, “Узхал”, “Аджам”, “Ушак”, “Баят”, “Нава”, “Сигах”, “Ийрак”) каждый выдержан в определ. ладу. М. исполняется ансамблем певцов (в унисон), солистами, танцорами и большим инстр. ансамблем. Поэтич. тексты – из произв. классиков вост. литературы – Навои, Биляла, Хувейды. 2) В туркм. музыке М. – лад, мелодич. структура, а также инстр. жанр (в сольном или ансамблевом исполнении на дутаре). Известны 7 туркм. М. (“Мукамлар баши”, “Гонгур баш муками”. “Эркекликмукам”, “Айралык муками”, “Геокдене муками”, “Нэлер гордунди”, “Беркели чокай”). См. также ст. Myгам. Кирина К., К вопросу об уйгур. мукамах, “Известия АН Казах. ССР. Серия филологическая”, А.-А., 1981, № 3; Xудайназаров Б., Туркм. муками, в сб.: Проф. музыка устной традиции народов Бл., Ср. Востока и современность, Таш., 1981: Хашимов А., Двенадцать уйгур. мукамов, там же; его же. Локальные разновидности “Двенадцати уйгур. мукамов”, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в 4. М.. 1984. T.M. Pacулова. |