МОДУС


















МОДУС (лат. modus – мера, способ, правило, предписание) – 1) в ладовой теории средневековья термин “М.” вместе с tonus, tropus применялся по отношению к церковным ладам. В понимании ср.-век. теоретиков, М. показывал, как следует правильно начинать, продолжать и заканчивать мелодию. М. имел свои специфич. мелодич. формулы, модальные характеристики и функции – структуру ладового звукоряда, амбитус, финалис, реперкуссу. Поскольку понятие М. близко рус. термину лад, его часто переводят как “лад”. М; отличается от лада в классич. мажорно-минорной системе нецентрализованностью, диатоничностью, отсутствием вводнотоновых тяготений, мелодическим, а не аккордово-гармонич. структурным обоснованием. 2) В ритмич. теории 12-13 вв. М. – формулы (всего 6), которые составляли основу ритмики одногол. мелодии или голоса в многоголосии. М. имели 3-дольную (перфектную) структуру: 3) В мензуральной ритмике М. – это мензура (2), показывающая, на сколько лонг делится максима (большой М.) и на сколько бревисов делится лонга (малый М.). И большой, и малый М. могли иметь перфектное и имперфектное (2-дольное) деление. См. Мензуральная нотация. 4) В додекафонии М. – любая из 4 форм серии: осн. вид, инверсия, ракоход, инверсия ракохода. 5) Психоэмоциональный строй, свойственный муз. произведению (или его части), импровизации (напр., в вост. музыке; см. Макам).

М..

МАТИС

МАТЬЁ

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕЛОС

МЕНОН

МЕССА

МЕШКО

МИЁСИ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИРЕК

МИХАЙ

МИЯГИ

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛОВ

МОНТЁ

МОНТЕ

МОРЛИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ