МЕССИАН





.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














МЕССИАН (Messiaen) Оливье (р. 1908) – франц. композитор, муз. теоретик, органист, педагог. Чл. Ин-та Франции (1967). Окончил Парижскую конс. (1930), ученик П. Дюка (композиция), М. Дюпре (орган). Был органистом собора Ла-Трините в Париже. Входил в творч. объединение “Молодая Франция”. В 1940-41 находился в лагере для военнопленных (здесь написан “Квартет на конец времени”). С 1942 проф. Парижской конс. (гармония, муз. анализ, муз. эстетика, муз. психология). Среди учеников: П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис. На формирование творч. личности М. большое влияние оказали теология, и пантеистич. идеи. Духовные искания композитора нашли отражение в фп. цикле “Двадцать взглядов на младенца Иисуса”, в орк.-хор. соч. “Три маленькие литургии” (оба – 1944) и др. произв. Увлечение культурой Др. Востока (древней философией, музыкой), в т. ч. индийской, японской, а также лат.-американской, проявилось в создании таких произв., как вок. цикл “Ярави” (1945), симфония “Турангалила” для волн Мартено, фп. и орк. (1948). Любитель и знаток птиц, М. изучал повадки, голоса птиц, посвятил им неск. соч.: “Каталог птиц” для фп. (тетр. 1-7, 1956-58), “Экзотические птицы” для фп., ударных и дух. инстр. (1956) и др. Музыка М. основана на сложных ладовых и ритмич. структурах. В кн. “Техника моего муз. языка” (1944) М. формулирует теорию т. н. ладов ограниченной транспозиции, полимодальности (это понятие ввёл М., см. Полиладовость), в “Трактате о ритме” (1948) – систему необратимых ритмов, ведущих к полиритмии. В 80-х гг. М. обратился к муз. театру – написал монументальную оперу “Св. Франциск Ассизский” (1983, Париж; либр., эскизы костюмов и декорации М.). Блестящий органист-импровизатор, а также пианист, он много концертировал (один из лучших интерпретаторов собств. соч.). Пр. ММС при ЮНЕСКО (1985). Пр. Э. фон Зименса Баварской академии искусств и др. Для хора и орк. – Три маленькие литургии (для жен. хора, фп. соло, волн Мартено, струн. орк. и ударных, 1944), оратория Преображение господа нашего (1969); для орк. – Хронохромия (1960), Цветы града небесного (1963), Из ущелий к звёздам (1974); для инстр. с орк. – симф. Турангалила (волны Мартено, фп., 1948), Пробуждение птиц (фп. 1953), Чаю воскресение мертвых (для дух. орк. и ударных; к 20-летию окончания 2-й мировой войны, 1965); Экзотические птицы (для фп., ударных и дух. инстр., 1956); кам.-инстр. ансамбли; для фп. – Двадцать взглядов на младенца Иисуса (1944), Каталог птиц (тетр. 1-7, 1956-58) и др.; произв. для органа, для голоса и фп. и др.
Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traite de rythme, v. T-2, P., 1948, и др.
Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретич. системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, в. 7, М., 1971; Серов Д., Встреча с О. Мессианом, “СМ”, 1982, № 2; Мелик-Пашаева К. Л., Творчество О. Мессиана, М., 1987; Екимовский В., О. Мессиан, М., 1987; Rоstand С., О. Messiaen, P., 1957; Samuel С., Entretiens avec О. Messiaen, P., 1967. И. А. Медведева.

М..

МАУСИЛИ

МБАРАКА

МДИВАНИ

МЕДИНЬШ

МЕЗЕНЕЦ

МЕЛИЗМЫ

МЕЛИКОВ

МЕЛИКЯН

МЕЛОДИЯ

МЕЛОПЕЯ

МЕНДЕЛЬ

МЕНДОСА

МЕНЗУРА

МЕНОТТИ

МЕНУХИН

МЕРРИАМ

МЕРСЕНН

МЕРСМАН

МЕССАЖЕ

МЕССМАН

МЕТРИЗА

МЕТРИКА

МИЛОНГА

МИЛЬМАН

МИЛЬНЕР

МИЛЬТОН

МИЛЮТИН

МИНСКИЙ

МИНЬОНИ

МИРЗОЯН

МИРОНОВ

МОДИНЬЯ

МОЖЕЙКО

МОЛОДОВ

МОЛЬНАР

МОМИНЬИ

МОНАХОВ

МОНКАЙО

МОНОДИЯ



Музыкальный словарь ver16