МАЖОР (франц. majeur; итал. maggiore, от лат. major – больший; также dur, от лат. durus – твёрдый) – лад, устойчивые звуки которого составляют большое (мажорное, с б. терцией в основе) трезвучие, придающее ему светлую окраску (в противоположность минору). Осн. виды М.: натуральный, гармонический (с нб ступенью), мелодический (с нб и н7 ступенями). Мажорность как наклонение свойственна большой группе ладов – ионийскому, лидийскому, доминантовому и др.; натуральные лады, родственные по звуковому составу М., издавна существовали в фольклоре разных народов. В отличие от ладов с ув. секундой (см. Гемиолика, “Венгерская гамма”), в гармонич. М. обычно избегается мелодия, ход на этот интервал (нб-7). Мелодич. М. встречается реже, как правило в связи с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором; напр., в арии Ратмира из 3-го д. оперы “Руслан и Людмила”, такты 26-28). Объединение в одной системе звукорядов 3 видов М. образует полную форму М.: См. лит. при ст. Гармония, Тональность. |