ЛЕКСИКОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ


















ЛЕКСИКОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. – относящийся к слову и – пишу) – теория и практика составления муз. справочных изданий, а также совокупность подобных изданий (энциклопедий, словарей и справочников). По содержанию справочные издания делятся на универсальные и отраслевые. Материал располагается чаще всего по алфавитному принципу, возможно его систематич., а также смеш. расположение. Разделение универсальных справочных изданий на энциклопедии и энциклопедич. словари, как правило, условно и в ряде случаев определяется объёмом статей. Наиб. ранний тип справочных изданий – терминологии, словари, дающие определения муз.-теоретич, понятиям, описания инструментов, исполнит. приёмов и т. д. Первые опыты таких определений содержатся в Библии, затем в соч. античных авторов (“Disciplinarum” Марка Теренция Варрона, 1 в. до н. э.). Они получают развитие в средневековье, в периоды Возрождения и барокко (“Etymologiarum sive Originum libri XX” Исидора Севильского; анонимный “Vocabularium musicum”, составленный в 11 в.; “Dictionarius” И. де Гарландиа, ок. 1280; работы И. Тинкториса (Napoli, 1474, поел. изд. – N. Y., 1963), М. Преториуса (Wolfenbuttel, 1619)]., В 18 в. традицию составления терминологии, словарей развивал” Т. Янoвка (Vetero – Pragae, 1701, посл. изд. – Amst., 1973), С.де Броссар (Р, 1703), Дж. Грассино (“A musical dictionary…”, L., 1740, посл. изд. – N. Y., 1966), Ж. Ж. Руссо (Gen., 1731). В 20 в. сложилось 2 вида терминология, словарей – содержащие определения и переводные (дву- и многоязычные). В первой группе наиб. значительными являются словари В. Апеля [“The Harvard dictionary of music”, Camtb (Mass.), 1944, 21969], под ред. X. Г. Эггебрехта (“Handworterbuch der musikalischen Terminologie”, Wiesbaden, 1971-), а также “Dictionary of Middle English musical terms” X. Картера (Bloomington, 1961); ab второй – “Essai de terminologie musicale” P. Ваннеса ([s. 1.), 1925), “A dictionary of musical terms in four languages” У. Смита (L., 1961), “Russian-English dictionary of musical terms” Л. Катайен и В. Тельберг и семиязычный словарь муз. терминов, выпущенный Междунар. ассоциацией муз. б-к и Междунар. музыковедч. обществом (“Terminorum musicae index septem linguis redactus”, Bdpst, 1978). Энциклопедии и энциклопедич. словари, в задачу которых входит представить весь свод знаний, относящихся к муз. искусству, ведут происхождение от “Musikalisches Lexicon” И. Г. Вальтера (Lpz., 1732). Они стали ведущим типом справочных изданий в 19-20 вв. Крупнейшие среди них: “Riemann Musik-Lexikon” (Lpz., 1882, Bd 1-3, 1959-1967, Suppl.-Bd 1-2, 1972-75, под ред. А. Эйнштейна, В. Гурлитта, X. Г. Эггебрехта и К. Дальхауза); “Grove’s Dictionary of music and musicians” (v. 1-4, L.-N. Y., 1878-89, посл. изд. – v. 1-20, L, 1980); “Die Musik in Geschichte und Gegenwart” (под ред. Ф. Блуме, Bd 1 – 16, Kas.-Basel, 1949-79; Bd 15-16 – Suppl., 1973-79; Bd 17- Register готовится к изданию), “La musics” (pt. 1 – Encyclopedia storica, v. 1-4, Torino, 1966; pt. 2 – Dizionario, v. 1-2, 1968-71); “Enciclopedia della Musica” (Rizzoli – Ricordi, v. 1-6, Mil., 1972); “Das Grossc Lexikon der Musik” (Bd 1-8, Freiburg – Basel – W, 1978-82); “Dizionario enciclopedico universale della musica e dei musicisti” (под ред. А. Бассо. II lessico, v. 1-4, Torino, 1983-84; Le biografie, v. 1-5-, 1985-88-). В 19-20 вв. получили распространение также биографич., отраслевые и тематич. словари и справочники, напр. “Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten…” P. Эйтнера (Bd 1 – 10, Lpz., 1900-1904, 2Bd 1 – 11, Graz, 1959), “A biographical dictionary of musicians” Т. Бейкера (N. Y., 1900, 1978, ред. Н. Слонимский), “EncyklopSdie der evangelischen Kirchenmusik” З. Кюммерле (Bd 1-4, Gutersloh, 1888-95), “Cobbett’s cyclopedic survey of chamber music” (v. 1-2, L., 1929-30), “Lexikon der neuen Musik” Ф. Приберга (Freiburg, 1958), “Dictionary of twentieth-century music” Дж. Винтона (L., 1974). Составляются персональные тематич. указатели произв. В. А. Моцарта (Кoсhеl L. vоn, Chronologisch-thematisches Verzeichnis sSmtlicher Tonwerke W.A. Mozart’s, Lpz., 1862, 1969), Л. Бетховена (Nottebohm G., Thematisches Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke L. van Beethoven, Lpz., 1851, ‘1925; Кinsky G, Halm H., Das Werk Beethovens, Munch-Duisburg, 1955), И. С. Баха (Schmieder W., Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von J. S. Bach, Lpz., 1950, 1966), И. Гайдна (Ноbоkеn A. von, Joseph Haydn. Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd 1, Mainz, 1957) и др. Сведения о заруб. справочных изданиях по музыке дают путеводители В. Даклса “Music reference and research materials” (L., 1964, 31974) и Г. Марко “Information on music” [v. 1-2 (планируется 5), Littleton, 1975-77-1. Начало рус. справочным изданиям по музыке было положено терминологич. словарём “Прибавление, служащее изъяснением технич. муз. терминов…” (в кн.: Методич. опыт…, пер. с франц., М., 1773). В дальнейшем муз. термины и их определения включались в качестве составных частей (или приложений) в муз.-историч. и теоретич. исследования ряда авторов (Г. Гесс де Кальве, В. М. Ундольского, И. П. Сахарова и др.). В 1866 выпущено 2-е изд. (исправленное и дополненное) словаря “Муз. терминология” А. Гарраса, подготовленное В. Ф. Одоевским. Значит. вехами в развитии отечеств. Л. м. являются: “Словарь рус. церк. пения” А. В. Преображенского (СПБ, 1896); перевод на рус. яз. 5-го нем. изд. “Муз. словаря” X. Римана (М., 1901-04; в составлении рус. раздела участвовали Н. Ф. Финдейзен, Ю. Д. Энгель и др.); “Путеводитель по концертам” Б. В. Асафьева (в. 1, П., 1919); “Терминология по элементарной теории музыки” Н. А. Гарбуэова (М.-Л., 1944); “Энциклопедич. муз. словарь” Б. С. Штейнпресса и И. М. Ямпольского (М., 1959, 1966); “Муз. энциклопедия” (т. 1-6, М., 1973-82). Во 2-й пол. 20 в. проявилась тенденция к составлению отраслевых и тематич. словарей: “Словарь опер” Г. Б. Бернандта (М., 1962), “Оперные премьеры XX в. (1901 – 1940)” Б. С. Штейнпресса (М., 1983), “Хоровой словарь” Н. В. Романовского (Л., 1968, 31980). “Старинная музыка” Ю. С. Булучевского и В. С. Фомина ((Л.), 1973), “Вокальный словарь” И. С. Кочневой н А. С. Яковлевой (Л., 1986) и др. Биографич. словари представлены значит. числом публикаций, охватывающих как биографии музыкантов на протяжении всей истории музыки (“Биографии композиторов IV-XX вв.”, М., 1904), так и биографии муз. деятелей, отобранные по территориальному, нац., проф. и др. признакам: “Сов. композиторы и музыковеды” (т. 1-2, М., 1978-81), “Композиторы Сов. Украины” (К., 1951), “Биографич. словарь музыкантов-исполнителей на дух. инструментах” С. В. Болотина (Л., 1969), “Совр. дирижёры” (М., 1969) и “Совр. пианисты” (М., 1985) Л. Г. Григорьева и Я. М. Платека и т. д. Крупнейшим биобиблиография, словарём отечеств. музыковедов и критиков является словарь “Кто писал о музыке”, составленный Г. В. Бернандтом и И. М. Ямпольским (т. 1-4, М., 1971-89). Фундаментальное справочное пособие по отечеств. Л. м. – “Справочная лит-pa по музыке. 1773-1962” (составитель Г. Б. Колтыпина, М., 1964) с дополнениями (сост. Н. Г. Павлова) за 1963-70 (М., 1972) и за 1971-78 (М., 1980). А Якимович Ю. К., Типология словарных изданий, “сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 25, М., 1972; Голъцева Э. В., Александрова А. А., Типология справочных изданий, там же, в. 38, М., 1979; Lexicographic latine du XII-е et du XIII-е aiecle. Trail triites de Jean de Garlande, Alexandre Neckam et Adam du Petit-Font, id. par A. Scheler, Lpi., 1867; Appel M., Terminologie in den mittelalterlichen Musiktraktaten, Bottrop, 1935; Eggebrecht Н. Н., Studien zur inusikalischen Tcrminologie, Mainz-Wiesbaden, 1955; Сооver J. В., Music lexicography including a study of lacunae in music lexicography and a bibliography of music dictionaries, Denver, 1958, его же. Music lexicography, Carlisle (Perm.), 1971; Соllisоn R., Encyclopaedias: their history throughout the ages, N. Y, 1964. О. В. Хиловская.

Л..

ВЕЧЕРА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СССР

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

ИСТОРИОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

КОМОРСКИХ ОСТРОВОВ МУЗЫКА

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ

ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКАЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ МУЗЫКА