ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА


















ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА. Древнейшие данные о латышской народной музыке относятся к 11 -12 вв. (археологич. раскопки). Латыш. фольклор включает широкий круг трудовых, календарных (см. также Лиго-песни), семейно-обрядовых, лирических, шуточных, хороводных, танцевальных песен. Преобладает одноголосие, в некоторых р-нах Латвии сохранилось бурдонное 2- и 3-голосие. Метрика текстов основана на хорее, дактиле. Мелодика – речитативная в архаич. песнях, распевная в более новых. Характерны пение и танцы в сопр. ударных бренчащих инструментов (тридекснис и др.). Среди др. нар. инструментов: струн-но-щипковый – кокле; смычковые – скрипка, дига; духовые – стабуле, тауре, ажарагс, дукас (или сому дукас). После вторжения нем. крестоносцев в Латвию (13 в.) развивается католическая, в с периода Реформации (16 в.) протестантская церк. музыка, не оказавшая, однако, большого влияния на традиц. латыш. культуру. С 14 в. в Риге существовал цех гор. музыкантов (куда допускались только немцы). В период феодализма проф. музыка сосредоточивалась в среде нем. знати и бюргерства. В 17 – нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придв. оркестр, ставились оперные и балетные спектакли. В церквах Латвии на протяжении 17-19 вв. было установлено мн. органов. В 1632 впервые опубликована латыш. нар. песня (в кн.: Frid. Меnius, “Syntagma de origine livonorum”, Dorpati). С кон. 17 в. в Риге существовало любительское общество Коллегиум музикум, с 1760 – Рижское муз. общество, устраивавшее абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт Рижский нем. театр, дававший оперные и драм. спектакли. В этом театре в разное время дирижировали Р. Вагнер, Г. Дорн, Б. Вальтер, Ф. Буш, Л. Блех, Г. Шнефохт, Э. А. Купер. Пастушеская песня. Запись 1781. Развитие латыш. проф. музыки началось с сер. 19 в., когда были открыты учительские семинарии (в 1839 – в Валмиере, с 1849 – в Валке; в 1841 – в Ирлаве). Под влиянием младолатышского движения создавались латыш. певч. общества. В 1873 возникла традиция общелатышских певч. праздников. Ведущим жанром латыш. проф. музыки стала хор. песня (Я. Цимзе, К. Бауманис, Э. Вигнер и др.). Установились тесные связи с рус. муз. культурой. Большую роль в развитии Л. м. сыграли выпускники Петерб. конс. А. Юрьянс (основоположник латыш. кантаты и симф. музыки) и Я. Витол (внёс значит. вклад во все области Л. м.; автор симфонии, 1888; Драм. увертюры, 1895; сюиты “Драгоценные камни”, 1924; хоров, фп. музыки). На рубеже 19-20 вв. начали свою деятельность один из классиков латыш. песни Э. Дарзиньш, комп. и фольклорист Э. Мелнгайлис, мастер латыш. песни и один из основоположников нац. оперы Алф. Калниньш, комп. и критик Я. Залитис. В 1912 осн. Латыш. опера. Становлению нац. муз. школы содействовали виднейшие латыш. вокалисты – П. Сакс, М. Вигнере-Гринберга, Р. Берзиньш, А. Кактиньш, М. Брехмане-Штенгеле; скрипачи – Е. Озолс, Я. Балтгайлис, А. Мецс, А. Норитис; альтист А. Юнге; виолончелисты – А. Озолиньш, Э. Берзинскис, О. Фогелманис; пианисты – П. Шуберте, А. Даугулис, Н. Дауге; органист П.-П. Йозуус. В кон. 1910-х гг. началась работа над первыми образцами национальной классики – оперная дилогия “Огонь и ночь” Ян. Мединьша (по драме Я. Райниса, 1919) и сочинения Алф. Калниньша: опера “Банюта” (1919), кантата “Судный день” (1917), симфоническая, вокальная, хоровая музыка. Симфонические оркестры латышских стрелковых частей давали концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах (дирижёры Т. Рейтере, Я. Рейнхолдс), работала “Опера Советской Латвии” (быв. Латышская опера). Осенью 1919 основана Латвийская консерватория. В период Латвийской республики (1920-30) в творчестве крупнейших композиторов укреплялась демократическая традиция Л. м. Среди лучших опер того времени: “Боги и люди” (1922), “Спридитис” (1927) Ян. Мединьша; “Вайделоте” Яз. Мединьша (1927); “Чудо-птица Лолиты” (1934), “Гамлет” (1936), “В огне” (1937) Я. Калниньша. Появились нац. балеты: “Победа любви” Ян. Мединьша (1935); “Соловей и роза”, “Осень” (оба – 1938) Я. Калниньша. В творчестве Я. Витола, Ян. и Яз. Мединьшей, А. Абеле, Я. Калниньша, В. Дарзиньша, П. Барисонса, Я. Иванова, А. Скулте развивалась симф. и кам. музыка. Э. Мелнгайлис, Е. Граубиньш и др. обрабатывали нар. песни. Центром муз. жизни Того времени стала Латв. нац. опера (быв. Латыш. опера). Были основаны орк. Рижского радио (1926), Объединение латыш. композиторов (1923). После провозглашения Советской власти в Латвии (1940) была основана Государственная филармония Латв. ССР (1941). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Риге был создан балет “Стабурадзе” Алф. Калниньша (1943) и исполнена 4-я симфония (“Атлантида”) Я. Иванова (1941). В 1942 в г. Иваново был основан Государственный художественный ансамбль Латв. ССР, в состав которого входили Н. Грюнфельд, А. Я. Лепин, М. Голдинс, Я. Озолиньш и многие др. латышские музыканты. Этот ансамбль пост. в 1943 в Москве первую сов. латышскую оперу “Рута” Грюнфельда. После окончания Вел. Отечеств. войны становятся регулярными Латыш. певч. праздники, с 1960 проводятся также праздники песий и танца школьной молодёжи. Муз. самодеятельность приобрела массовый характер в высокий художеств. уровень. Создаются новые проф. муз. организации и коллективы, конц. залы (в т. ч. помещение Донского собора в Риге). Ведущими мастерами Л. м. являются Я. Иванов (21 симфония, 1933-83), А. Скулте (9 симф., 1954-86; балеты “Сакта свободы”, 1950, 2-я ред. 1955; “Гроза весной”, 1967; опера “Принцесса Гундега”, 1971), М. Зариньш (первые латыш. сов. оратории “Валмиерские герои”, 1950, “Махагони”, 1965; оперы “К новому берегу”, 1955, “Зелёная мельница”, 1958, “Beggar’s Story”, 1965, “Чудо св. Маврикия”, 1974, а также различные произв. для органа). Плодотворно работают в разных жанрах А. Жилинскис (оперы “Золотой конь”, 1965, “Вей, ветерок!”, 1977; оперетты), Л. Гарута, Я. Кепитис, И. Калниньш (оперы “Играл я, плясал”, 1977, “Ифигения в Авлиде”, 1982; оратории; 5 симф., 1964-79), П. Дамбис (оратории; кам. и хор. музыка), Р. Калсонс (5 симф., 1965-81; концерты для инстр. с орк.), Е. Мединьш, В. Уткин. Симф. и кам. музыку пишут Г. Раманс, А. Гринупс, П. Плакидис, П. Васке, И. Земзарис, Ю. Карлсоне, В. Шмидбергс, А. Энгелманис; хоровую – Алд. Калниньш, В. Каминский; органную – Р. Ермак; эстрадную – Р. Паулс. Среди исполнителей: дирижёры – нар. арт. СССР Р. Глазуп, А. Янсонс, нар. арт. Латв. ССР Э. Тонс, Л. Вигнерс, А. Вилюманис, В. С. Синайский, Г. Орделовскис; хор. дирижёры – нар. арт. СССР И. Кокарс, нар. арт. Латв. ССР Р. Ванагс, Т. Калниньш, Ек. Мединьш, Я. Озолиньш, Д. Гайлис, А. Деркевица, Я. Думиньш, Г. Кокарс, X. Меднис, Э. Рачевскис, И. Цепитис; певцы – нар. арт. СССР К. Зариньш, Ж. Гейне-Вагнере, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Э. Пакуль, А. Дашков, Р. Фринберга, засл. арт. Латв. ССР Я. Заберс; пианисты – нар. арт. Латв. ССР И. Граубиня, засл. арт. Латв. ССР Г. Браун; скрипач нар. арт. Латв. ССР В. Зариньш; виолончелисты – народные артисты Латв. ССР Э. Берзинскис, Э. Бертовскис, М. Виллеруш; валторнист народный артист Латв. ССР А. Клишанс; органисты – нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзиньш, П. Сиполниекс. Среди музыковедов: засл. деят. культуры Латв. ССР Е. Витолиньщ, засл. деят. искусств Латв. ССР О. Гравитис, Л. Красинская, Н. Грюнфельд, Л. Карклиньш; А. Клотиньш. В Латв. ССР работают (1988): Латв. театр оперы и балета (1918, с 1989 – Нац. опера Латвии), Рижский театр оперетты (1945); филармония (1941; в её составе: Гос. академич. хор Латв. ССР, ранее – Гос. художеств. ансамбль Латв. ССР; кам. орк., 1967); Гос. академич. симф. орк. Латв. ССР (в 1926-78 орк. Рижского, затем Латв. радио); хор ТВ и радио Латв. ССР (1940); Эстр.-симф. орк. Гос. к-та по ТВ и радиовещанию Латв. ССР Им. Т. Калниньша (1966); ряд фольклорных ансамблей, в т. ч. “Ливлист” (1971), “Скандыниеки” (1976); СК Латв. ССР (1944); Латв. конс. (1919), муз. уч-ща (2 в Риге; в Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Цесисе, Резекне), детские муз. школы.
Витолинь Я., Латыш. нар. песня, М., 1969; Вериня С. Ф. Муз. театр Латвии и зарождение латыш. нац. оперы. Л., 1973; Муз. культура Латв. ССР. Сб. статей, М., 1976; Грюнфельд Н. Э., История латыш. музыки, М., 1978; Бриеде-Булавинова В. В., Оперное творчество латыш. композиторов, Л., 1979; Карклиньш Л. А., Латыш. симф. музыка, Л., 1981; Vitоlins J., Latviesu tautas muzika, (1. 1-Я, Riga, 1958-86. Я. Витолиньш, Л. А. Карклиньш.

Л..

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

ЛИТОВСКАЯ МУЗЫКА

ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОЗАМБИКА МУЗЫКА

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

НАНАЙСКАЯ МУЗЫКА

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

НОГАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПАКИСТАНА МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ