КЮЙ


















КЮЙ – казахская инстр. пьеса в традициях нар. или устного проф. творчества. Создателем первых К; легенды называют Коркыта (8 в.). Разл. функции (обрядовые, бытовые, концертные), тематика, возможности инструментов, исполнит. приёмы определили жанровое разнообразие К. Архаичны К.-плачи, К.-прощания, исполняемые на кобызе и шанкобызе в свадебном и похоронном обрядах. Пастушеский быт отразился в К. для сыбызгы (“Чёрный иноходец”, “Плач белой верблюдицы”). Классич. К. для кобыза создал в 19 в. Ихлас (“Дума”, “Виртуозный кюй”). Многочисл. К. для домбры (праздничные, шуточные, лирические, программные) разделяются на зап.-казахские (монументальные, виртуозные) и вост.-казахские (камерные, песенные). Программные К. создавались на основе легенд, эпич. сказаний, сказок, непосредств. впечатлений от общения с людьми (хвала гостеприимному хозяину), природой (“Волна”, “Жёлтая река”). Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет (19 в.) обогатили домбровые К. лирико-психологич. (“Порыв”, “Энергия”), героико-бунтарским (“Золотая степь”, “Бушующий вал”) и общественно-политич. содержанием (о нар. восстаниях, побеге из тюрьмы). В сов. время их традиции продолжила Д. Нурпенсова. Курмангазы Сагырбаев. Кюй для домбры “Бушующий вал”. служат источником для творчества сов. композиторов. Изучение К. началось в 1930-х гг., записано неск. сотен образцов. Затаевич А. В., 500 казах. песен и кюев, А.-А., 1931.
Жубанов А., Струны столетий. А.-А., 1958; Казах. нар. инстр. музыка, А.-А., 1964. Е. М. Фраенова.

К..

ВУД

ГАЙ

ДАН

ДАФ

ДЕН

ДНО

ДОЛ

ДЮР

ЖОК

ЖУК

ЗАК

ЗИВ

ИНЬ

КЁС

КЁТ

КАЦ

КЕС

КОН

КОХ

ЛАД

ЛАХ

ЛЕЙ

ЛЕО

ЛОУ

ЛУР

МЕХ

МИЛ

МИС

МУК

МУР

НАЙ

НАТ

НЕФ

НИГ

НИЗ

НОМ

ОДА

ОРФ

ОТС