КРЫМСКОТАТАРСКАЯ МУЗЫКА





usic-dic.ru/index-music-keld/slovar-6.html”>Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














КРЫМСКОТАТАРСКАЯ МУЗЫКА. Музыкальный фольклор крымских татар – самобытная ветвь муз. культуры тюркоязычных народов. В К. м. различают 2 осн. стиля – степной и горный. Песням степных татар (йыр) свойственны относит. простота и краткость мелодики, диатонизм, строгая, аскетичная манера исполнения. Характерные для горных и южнобережных татар песни (тюркю) отличаются богато орнаментированной развитой мелодикой, хроматизированной ладовой основой, эмоц. насыщенностью. В метроритмике К. м. широко представлены 5-, 7-, 9-дольные размеры с разнообразными комбинациями 2- и 3-дольных ячеек. К. м. обладает развитой жанровой системой. Среди бытовых жанров выделяются лирич. песни (макъам), а также короткие песни импровизац. склада типа частушек – чины (чынъ) у степных татар и мане – у горных, которые импровизировались в ходе песенных состязаний между юношами и девушками во время гуляний, на свадьбах и т. п. К редким в К. м. хор. жанрам относятся круговые песни-танцы (хоран). Обрядовый фольклор включает песни типа колядок, свадебные (“Яр-яр”, “Траш авасы” и др.), причитания. Эпич. жанры представлены дестанами (“Чора-батыр”, “Эдиге”, “Кёр-огълу”) и бейтами (“Ногъай бейити”). Среди историч. песен особую группу составляют “переселенческие” песни (муаджир тюркю, кочь авасы), порождённые вынужденной эмиграцией и насильств. переселениями, которыми отмечена история крымских татар с кон. 18 в. Эпич., историч. и лирич. песни создавались и исполнялись обычно нар. профессионалами- кедаями (у степных татар) и ашиками (у горных). К чисто инстр. жанрам относятся свадебные (такъсим и пешраф), торжественные маршевые (долу), медленные (агъыр а в а) и быстрые (къайтарма) танцевальные, некоторые обрядовые, а также виртуозные сольные пьесы (“Тым-тым”). Среди нар. муз. инстр.: зурна, тулуп-зурна, кавал, кеманче, саз, сантыр, думбелек, давул, даре. С кон. 19 в. в муз. быт вошли скрипка, кларнет, труба, позднее – аккордеон и электрогитара. В традиц. муз. практике существовали ансамбли двух типов: чисто инструментальный, “уличный”-давулджылар (2 зурны, давул, даре) и “камерный”, аккомпанирующий пению, – кеманеджилер, или чал (1-2 скрипки, кларнет, труба, даре, сантыр, позже – аккордеон). Крымскотатарские нар. мелодии использованы в опере “Руслан и Людмила” Глинки (картины Востока), в фп. фантазии “Исламей” Балакирева, широко представлены в творчестве А. А. Спендиарова (“Крымские эскизы” для орк.). Первые систематизиров. нотные публикации нар. песен крымских татар принадлежат А. Олесницкому (1910). После Окт. рев-ции 1917 эта работа была продолжена А. К. Кончевским, М. И. Красевым, крымскотатарскими музыкантами А. Рефатовым, Я. Шерфединовым, И. Бахшишем. С установлением Сов. власти в Крыму начала развиваться нац. проф. муз. культура. В 20-30-х гг. при Радиокомитете, Симферопольской и Ялтинской филармониях были созданы коллективы нар. музыкантов. Широкую известность получили саэист М. Рефатов, скрипачи Ашир-уста и Зияддин-уста, кларнетисты Бекир-уста, Исмаил-уста и М. Абибуллаев, трубач Ибраим-уста, певицы С. Эреджепова и Э. Топчи, певец М. Абселямов. В кон. 30-х гг. в Симферополе работали Т-р муз. драмы и 2 Тат. ансамбля песни и пляски. Ведущую роль в становлении нац. проф. муз. культуры сыграл композитор, фольклорист, педагог н муз. деятель А. Рефатов (незаконно репрессирован в 1937) – автор первой нац. муз. драмы “Чора-батыр”, популярных песен, хоров, музыки к драм. спектаклям. Активную творч. работу в разных жанрах вели комп. Я. Шерфединов, И. Бахшиш, А. Каври, Р. Амзаев. Великая Отечеств. война 1941-45 и последовавшая в мае 1944 незаконная депортация прервали развитие нац. муз. культуры. Трагич. обстоятельства способствовали актуализации жанра “переселенческих” песен. С кон. 40-х гг. возрождаются ансамбли нар. музыкантов, обслуживавшие свадьбы и др. семейные обряды в р-нах компактного проживания крымских татар в Узб. ССР. Значит. популярностью в 50-70-х гг. пользовались ансамбли скрипачей под рук. Э. Шерфединова, А. Иззетдинова, Л. Сейтджелилова. После 1957 в Ташкенте организуется проф. ансамбль песни и танца “Хайтарма”; к активной творч. деятельности возвращаются И. Бахшиш и Я. Шерфединов. В 60-70-х гг. приобретает известность творчество комп. и дирижёра Э. Налбандова, комп.-песенников Ф. Алиева, М. Арсланова, К. Сейтвелиева. Активизируется деятельность по собиранию и изданию крымскотат. муз. фольклора. С кон. 70-х гг. в работу по возрождению и развитию нац. муз. культуры включились молодые музыканты (А. Османов, Н. Куртаметов, И. Ипекчиев, Р. Сейтджелилов и др.), композиторы Л. Муздабаев, М. Халитова, Э. Эмир и др. Олесинцкий А., Песни крымских турок, М., 1910; Крымские караимско-тат. нар. песни, СПб., 1910; Кокчевский А., Песни Крыма, М., 1924; 1929; Рефатов л., Кърым татар йырлары (Крымскотат. песни], Симферополь, 1932; Шерфединов Я., Звучит кайтарма, Таш.. 1979. Л. И. Левин.

К..

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ПАЛЕОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПАРИЖСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МУЗЫКА

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ

ТЕКСТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ

ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА



Музыкальный словарь ver16