КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА


















КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА – в инстр. музыке 17-1-й пол. 18 вв. наиб. крупная форма, типичная для частей циклич. соч. Основана на чередовании относительно устойчивой темы и интермедий, или эпизодов (одинаковых или различных по материалу). К. ф. отличается от классич. рондо (1) тональными изменениями при проведении темы (общий модуляционный план – T-D-S-T) и ходообразностью эпизодов-интермедий (см. Ход). Конкретное строение К. ф. индивидуально и во многом зависит от жанра сочинения. К. ф. применяется в первых, а также других частях орк. и инстр. концертов (напр., в первых частях “Бранденбургских концертов” Баха), сонат (в 3-й части его же сонаты для скр. и клавира № 3), в прелюдиях (As-dur из 2-го тома “ХТК”). Наиб. развита К. ф. в концертах (отсюда название), где она функционально подобна сонатному allegro и исторически подготавливает его. К. ф. сохраняет от полифонич. форм тип развития – без достижения нового качества (в отличие от сонатной формы), принцип чередования темы и интермедий (как в фуге), приёмы изложения. Строение темы: период из 2 предложений (в частности, подобных полифонич. теме и ответу), структуры типа дробления с замыканием, ядро и развёртывание (по образцу полифонич. темы), фугиров. построение. При повторениях тема изменяется и сокращается. Интермедия развивает материал темы (секвенции, имитации) или (реже) самостоятельна (границы темы и интермедии часто совпадают с границами tutti и soli). Для К. ф. характерны более крупные построения в крайних разделах (часто Da capo) и более дробные в середине (подобие классич. разработки).
Холопов Ю. Н., Концертная форма у И. С. Баха, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, [М.. 1974]; Bachs Brandenburgische Konzerte…, Kas.-Basel, 1951. Т. С. Кюрегян.

К..

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

ЛИТОВСКАЯ МУЗЫКА

ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОЗАМБИКА МУЗЫКА

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

НАНАЙСКАЯ МУЗЫКА

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

НОГАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПАКИСТАНА МУЗЫКА