КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА – опера комедийного содержания. В странах с развитой оперной культурой К. о. как самостоят. жанр распространилась позднее “серьёзных” оперных жанров (см. Опера-сериа, Лирическая трагедия) и в значит. мере противостояла им как более молодое, чуткое к действительности, широко воздействующее искусство, В Италии с 30-х гг. 18 в. это – опера-буффа, во Франции – опера-комик, в Англии – балладная опера, в Германии и Австрии – зингшпиль, в Испании в 18- нач. 19 вв.- тонадилья. В России последней трети 18 в. возникновение К. о. было связано с формированием нац. комп. школы светского направления. В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комич. оперного жанра: разговорные диалоги в зингшпиле, опера-комик и рус. К. о. (при разл. проявлениях нац. песенности), речитативы, широкая ариозность и динамичные ансамбли в итал. опере-буффа и др. Весьма широк и многообразен был круг тем К. о. (избегались, как правило, античные и историко-легендарные сюжеты). Определение К. о. как жанра повсюду связано с новыми тенденциями музыки и оперной драматургии: мелодика в К. о. обычно ближе бытовым и нар. истокам, чем в операх-сериа, несложные на первых порах характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), стиль арий значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Всё это было связано с запросами новой, более демократич. аудитории, с иным кругом сюжетов и образов в эпоху Просвещения. Достижения комич. оперных жанров (оперы-буффа, зингшпиля) были развиты и преобразованы В. А. Моцартом в его зрелых произв. (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Похищение из сераля”), которые уже нельзя отнести полностью к этим жанрам. Опера-комик получила новую трактовку в годы Великой франц. революции (см. “Опера спасения”), В 19 в. она превратилась в оперетту у Ж. Оффенбаха и почти одновременно достигла высот драмы в творчестве Ж. Бизе. Нем. зингшпиль вырос до нац. романтич. оперы в творчестве К. М. Вебера. Высочайшим образцом итал. К. о. стал “Фальстаф” Верди. Рус. К. о., пройдя этап романтизации у А. Н. Верстовского и смыкаясь в нач. 19 в. с водевилем, приобрела новые качества в искусстве классиков (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков) и оказала влияние на творчество некоторых зап.-европ. композиторов (Б. Сметаны и др.); на Украине развивалась нац. К. о. (С. С. Гулак-Артемовский). В 20 в. в жанре К. о. работали Дж. Пуччини, М. Равель, Р. Штраус, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин и др. С К. о. отчасти сближаются мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. муз.-драматические жанры.
Рус. комедия и комич. опера XVIII в., под ред. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; История рус. музыки, т. 3, М., 1985; Данько Л. Г., Комич. опера в XX в., 2Л.- М., 1987. См. также лит. при статьях Опера, Опера-буффа, Опера-комик, Балладная опера, Зингшпиль, Тонадилья. Т. И. Ливанова.

К..

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

ЛИТОВСКАЯ МУЗЫКА

ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОЗАМБИКА МУЗЫКА

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

НАНАЙСКАЯ МУЗЫКА

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

НОГАЙСКАЯ МУЗЫКА



Музыкальный словарь ver16