Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА – опера комедийного содержания. В странах с развитой оперной культурой К. о. как самостоят. жанр распространилась позднее “серьёзных” оперных жанров (см. Опера-сериа, Лирическая трагедия) и в значит. мере противостояла им как более молодое, чуткое к действительности, широко воздействующее искусство, В Италии с 30-х гг. 18 в. это – опера-буффа, во Франции – опера-комик, в Англии – балладная опера, в Германии и Австрии – зингшпиль, в Испании в 18- нач. 19 вв.- тонадилья. В России последней трети 18 в. возникновение К. о. было связано с формированием нац. комп. школы светского направления. В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комич. оперного жанра: разговорные диалоги в зингшпиле, опера-комик и рус. К. о. (при разл. проявлениях нац. песенности), речитативы, широкая ариозность и динамичные ансамбли в итал. опере-буффа и др. Весьма широк и многообразен был круг тем К. о. (избегались, как правило, античные и историко-легендарные сюжеты). Определение К. о. как жанра повсюду связано с новыми тенденциями музыки и оперной драматургии: мелодика в К. о. обычно ближе бытовым и нар. истокам, чем в операх-сериа, несложные на первых порах характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), стиль арий значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Всё это было связано с запросами новой, более демократич. аудитории, с иным кругом сюжетов и образов в эпоху Просвещения. Достижения комич. оперных жанров (оперы-буффа, зингшпиля) были развиты и преобразованы В. А. Моцартом в его зрелых произв. (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Похищение из сераля”), которые уже нельзя отнести полностью к этим жанрам. Опера-комик получила новую трактовку в годы Великой франц. революции (см. “Опера спасения”), В 19 в. она превратилась в оперетту у Ж. Оффенбаха и почти одновременно достигла высот драмы в творчестве Ж. Бизе. Нем. зингшпиль вырос до нац. романтич. оперы в творчестве К. М. Вебера. Высочайшим образцом итал. К. о. стал “Фальстаф” Верди. Рус. К. о., пройдя этап романтизации у А. Н. Верстовского и смыкаясь в нач. 19 в. с водевилем, приобрела новые качества в искусстве классиков (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков) и оказала влияние на творчество некоторых зап.-европ. композиторов (Б. Сметаны и др.); на Украине развивалась нац. К. о. (С. С. Гулак-Артемовский). В 20 в. в жанре К. о. работали Дж. Пуччини, М. Равель, Р. Штраус, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин и др. С К. о. отчасти сближаются мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. муз.-драматические жанры. Рус. комедия и комич. опера XVIII в., под ред. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; История рус. музыки, т. 3, М., 1985; Данько Л. Г., Комич. опера в XX в., 2Л.- М., 1987. См. также лит. при статьях Опера, Опера-буффа, Опера-комик, Балладная опера, Зингшпиль, Тонадилья. Т. И. Ливанова. |
Музыкальный словарь ver16