.html”>Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КЕРЦЕЛЛИ, Керсель, Керцель, Керселио, – музыканты, работавшие в России с 70-х гг. 18 в. По нац., вероятно, чехи. Сведения о них разноречивы. Иосиф, или Иоанн, К. (известен под инициалами И. Б.) – композитор, педагог. В 1774-75 сотрудник первого рус. нотного журн. “Муз. увеселения”. Автор струн. трио, хоров, танц. музыки. Иван, или Иосиф, К. (известен под инициалами И. И.; возможно, что оя и предыдущий – одно лицо) – капельмейстер, автор комич. опер “Деревенская ворожея”, “Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель” (обе – 1777, Москва), “Розана и Любим” (1778, там же), “Гулянье, или Садовник кусковской” (1780 или 1781, Кусково). Франц К. – виолончелист, капельмейстер, композитор, педагог. Сын или брат Иосифа К. Вероятно, до 1770-х гг. жил в Вене, был знаком с Й. Гайдном, исполнял его произв. В 80-90-х гг. устраивал в Москве концерты симф. и рогового орк., выступал в них как солист, по-видимому, дирижировал роговым орк. помещицы П. И. Колычевой. Его сыновья: Иван Францевич К. (1760-1820) – дирижёр, с 1801 капельмейстер Петровского театра в Москве. Автор комич. опер “Свадьба господина Болдырева” (1793 или 1794), “Король на охоте”, “Мнимые вдовцы” (обе – 1794), “Своя ноша не тянет” (вероятно, 1794), “Молодые поскорее старых могут обмануть” (1795, с. Литвиново), балетов, музыки к спектаклям драм. театра. Михаил Францевич К. (ок. 1740-1804) – пианист, скрипач, композитор, дирижёр. В 1783 открыл совм. с А. Дилем муз. школу в Москве, в которой обучались преим. крепостные музыканты. Ивану или Михаилу Францевичам принадлежат оперы (пост. в Москве) “Финикс” (17797), “Пленира и Зелим” (1780). Члены семьи К.: Антон К. – владелец муз. магазина в Москве в нач. 19 в.; Лев К. – виолончелист, ученик Б. Ромберга. Выступал в концертах (в т. ч. в ансамблях с Дж. Филдом, Н. Кубиштой и др.). |
Музыкальный словарь ver16